А. Г. Степанов
Тверь
Японские трехстишия в переводе В. Марковой <...> и строка Г. Лукомникова
В «Школе для дураков» Саши Соколова герой, работник почтовой железнодорожной конторы, читает товарищам стихотворение средневекового
японского поэта Догэна («Изначальный образ»):
Цветы – весной. <...> Предельного лаконизма японская классическая поэзия достигла в
форме хокку (более распространен термин хайку, хотя правильней, как
предлагает Н. И. Конрад, закрепить хокку за наименованием строфы, а
хайку – за обозначением определенного жанра3). <...> Нечетное количество стихов, как и их исключительно слоговая соразмерность, – вещь для русского
слуха непривычная. <...> Хокку – нечетносиллабическая и -стиховая конструкция (17 слогов, распадающихся на три
стиховые единицы: 5+7+5 слогов), вмещающая пять–семь (но не более
восьми) слов. <...> Конторщикам из «Школы для дураков», далеким от японской поэзии,
такая стиховая форма показалась бы ущербной («может там еще что-то
есть, возможно, оборвано»?) <...> Четвертая строка превратила бы асимметричное трехстишие в знакомый и милый русскому слуху катрен. <...> «Финитной» логикой руководствовались и авторы проекта по дописыванию хокку. <...> В предисловии от наивного читателя, не терпящего незавершенности в искусстве, сказано:
Нам всегда казалось странным, что весь мир так восхищается разными недоделанными вещами, принимая недоделанность за какие-то изыски. <...> Долгое время принято было восхищаться недописанными японскими трехстишиями, так называемыми хокку или хайку. <...> Дополнив хокку новой
строкой, он преобразовал классическое трехстишие в неклассическое четверостишие – образец примитивистского текста. <...> Примитивизм как сфера
профессиональной литературы, имитирующей наивное письмо, включает
примитив в рамки культуры на правах художественного стиля6. <...> «Упрощение» художественного языка лежит в русле редукционистских приемов минимализма (В. Г. Кулаков), где прибавление
всего одной строки меняет модальность <...>
Японские_трехстишия_в_переводе_В._Марковой__и_строка_Г._Лукомникова_.pdf
А. Г. Степанов
Тверь
Японские трехстишия в переводе В. Марковой
и строка Г. Лукомникова
В «Школе для дураков» Саши Соколова герой, работник почтовой железнодорожной
конторы, читает товарищам стихотворение средневекового
японского поэта Догэна («Изначальный образ»):
Цветы – весной.
Кукушка – летом.
Осенью – луна.
Чистый и холодный снег –
Зимой1.
Затем между ними происходит такой разговор:
Ф. Муромцев: Все? С. Николаев: все. Ф. Муромцев: почему-то немного, Семен
Данилович, а? Маловато. Может там еще что-то есть, возможно, оборвано?
С. Николаев: нет, все, это такая специальная форма стихотворения, есть стихи
длинные, поэмы, например, есть короче, а есть совсем короткие, в несколько
строк, или даже в одну. Ф. Муромцев: а почему, зачем? С. Николаев: да как тебе
сказать, – лаконизм2.
Предельного лаконизма японская классическая поэзия достигла в
форме хокку (более распространен термин хайку, хотя правильней, как
предлагает Н. И. Конрад, закрепить хокку за наименованием строфы, а
хайку – за обозначением определенного жанра3). Нечетное количество стихов,
как и их исключительно слоговая соразмерность, – вещь для русского
слуха непривычная. Мы предпочитаем четное число строк, которые измеряем
не слогами, а группами слогов – стопами. Хокку – нечетносиллабическая
и -стиховая конструкция (17 слогов, распадающихся на три
стиховые единицы: 5+7+5 слогов), вмещающая пять–семь (но не более
восьми) слов.
Конторщикам из «Школы для дураков», далеким от японской поэзии,
такая стиховая форма показалась бы ущербной («может там еще что-то
есть, возможно, оборвано»?). Впрочем, ее «изъян», с точки зрения обыденного
сознания, легко устраним. Четвертая строка превратила бы асимметричное
трехстишие в знакомый и милый русскому слуху катрен. «Финитной»
логикой руководствовались и авторы проекта по дописыванию хокку.
В предисловии от наивного читателя, не терпящего незавершенности в искусстве,
сказано:
Нам всегда казалось странным, что весь мир так восхищается разными недоделанными
вещами, принимая недоделанность за какие-то изыски. <…>
Стр.1