Николай Агнивцев
Мои песенки
"Мои песенки": Рипол-классик; 2003
ISBN 5-7905-1862-1
ПОЭТ -- И БОЛЬШЕ НИЧЕГО...
...так ответил в одной из анкет на вопрос о "должности, званиях или занятиях" самый
легкомысленный литератор Серебряного века -- Николай Агнивцев. Колоритная фигура Агнивцева -длинноволосого,
длинноносого, долговязого ("выше его ростом в русской литературе -- только Сергей
Третьяков", -- по свидетельству футуриста С. Боброва), в бархатной блузе с "артистическим" бантом
вместо галстука, в широченных клетчатых штанах, всегда прожженных папиросой, с массивной цепью
браслета и удивительной тростью, украшенной металлическими пластинками с монограммами друзей, -была
хорошо знакома питерской богеме. Впрочем, и сама богема, и слово, сие понятие обозначающее,
появились на русской почве именно тогда: в десятые годы прошлого века. Поэт Николай Агнивцев был
богемой порожден и взлелеян.
Расцвет его творчества связан с работой для театров-кабаре, выступлениями в литературных кафе
и артистических ресторанах. Песенки Агнивцева исполнял со сцены друг поэта, артист
Александринского театра Николай Ходотов, стихи из петербургского цикла декламировала муза его
поэзии, Александра Перегонец, сам автор тоже читал свои произведения с эстрады, и читал
замечательно.
Множество текстов Н. Агнивцева получили музыкальное воплощение благодаря интересу к ним
Александра Вертинского, А. Варламова (в будущем -- джазового композитора и музыканта; им написано
пять песен на стихи Агнивцева), Д. Кабалевского, С. Прокофьева ("Кудесник"), И. Дунаевского (в 19211927
годах он написал музыку к нескольким его пьесам и скетчам: "Веселая война", "Неугомонный
моссельпромшик" и др.; к стихам: "Белой ночью", "В тихом лунном свете", "Трамвай "А"", "Случай на
Литейном", "Сказал мне примус...", "Перс на крыше" и др.). Не упоминаем здесь десяток других, менее
известных имен.
Основной жанр лирики Агнивцева -- именно "песенки", легкомысленные куплеты, салонные
баллады-пародии, стихотворные миниатюры с иронически-эротическими сюжетами. Если читатель
полагает, что слышит об Агнивцеве впервые, сообщаем: "Гимназисточка" Александра Вертинского -- это
симбиоз двух стихотворений: Агнивцева и С. Есенина. Обрывки его стишков, неизвестно, как и когда
запомнившиеся смешные рифмованные строчки может отыскать у себя в памяти любой грамотный
человек:
Длинна как мост, черна, как вакса,
Идет, покачиваясь, такса...
За ней шагает, хмур и строг,
Законный муж ее -- бульдог!
Или:
Покушав как-то травку,
Зашел слон по делам
В фарфоровую лавку
И повернулся там!
Нетрудно также узнать в зачине знакомого каждому русскому ребенку произведения Корнея
Чуковского пародийный парафраз стишка Агнивцева "Крокодил и Молли":
Удивительно мил
Жил да был крокодил,
Стр.1