М.В. Ломоносова
ПОСТРОЕНИЕ ЖУРНАЛИСТСКОГО ТЕКСТА:
«КОНСТАТИРУЮЩИЙ» ПОДХОД
Ключевые слова: журналистский текст, познавательный процесс, технология
построения текстов, оптимизация творческой деятельности. <...> Рассуждая о способах построения журналистских текстов,
исследователи в качестве таковых обычно называют хорошо известные
«композицию», «фабулу», «сюжет». <...> Подобные понятия, позаимствованные
когда-то из теории литературы, безусловно, необходимы и в журналистике. <...> Однако применение их уместно и оправдано лишь при характеристике
вполне определенной группы журналистских текстов (мы назвали их
«драматургическими» [Тертычный, 1998: 178], которые строятся по
принципам художественно-литературного произведения. <...> Суть его обычно видят в описании, предполагающем воспроизведение журналистом реалий через отбор «видимых и «слышимых» деталей;
повествовании, суть которого – воспроизведение фактов через внешнее
обозна-чение
последовательности
происходящего;
характеристике,
обозначающей со-бой изложение результатов работы мысли журналиста,
когда процесс этой мысли остается «за кадром», а также – цитировании,
ссылках, изложении и т.д. <...> . Признавая важность и
необходимость использования данного рода методов в представлении
полученного журналистом знания о действительности, мы должны заметить,
что значение их состоит прежде всего в том, что они, каждый по-своему,
способствуют решению главной задачи, реализуемой в данном случае, –
фиксации, отображению хода познавательных процессов, логических
операций, достигаемых результатов изучения предмета. <...> При этом может
осуществляться фиксация: 1) отдельных элементов процесса познания; 2)
нескольких взаимосвязанных элементов процесса познания (в том числе –
«схемы» доказательного рассуждения, которое может осуществляться в ходе
познания). <...> Чтобы представить себе, какая может возникнуть структура публикации в результате фиксации тех или иных элементов процесса <...>
Построение_журналистского_текста_«констатирующий_подход»._Статья.pdf
Опубликовано: Журналистика и медиаобразование-2007: сб. трудов II Междунар.
науч.-практ. конф. (Белгород, 1-3 октября 2007 г.): в 2 т. Т. I / под ред. проф. А.П.
Короченского. – Белгород: БелГУ, 2007. – 300 с.
Тертычный Александр Алексеевич
МГУ им. М.В. Ломоносова
ПОСТРОЕНИЕ ЖУРНАЛИСТСКОГО ТЕКСТА:
«КОНСТАТИРУЮЩИЙ» ПОДХОД
Ключевые слова: журналистский текст, познавательный процесс, технология
построения текстов, оптимизация творческой деятельности.
Рассуждая о способах построения журналистских текстов,
исследователи в качестве таковых обычно называют хорошо известные
«композицию», «фабулу», «сюжет». Подобные понятия, позаимствованные
когда-то из теории литературы, безусловно, необходимы и в журналистике.
Однако применение их уместно и оправдано лишь при характеристике
вполне определенной группы журналистских текстов (мы назвали их
«драматургическими» [Тертычный, 1998: 178], которые строятся по
принципам художественно-литературного произведения. Между тем,
структуру текстов СМИ другой группы (а они, на наш взгляд, превалируют в
журналистике) правильнее и точнее можно объяснять, используя, в
частности, представление о констатирующем подходе при изложении
материала. Суть его обычно видят в описании, предполагающем воспроизведение
журналистом реалий через отбор «видимых и «слышимых» деталей;
повествовании, суть которого – воспроизведение фактов через внешнее
обозна-чение последовательности происходящего; характеристике,
обозначающей со-бой изложение результатов работы мысли журналиста,
когда процесс этой мысли остается «за кадром», а также – цитировании,
ссылках, изложении и т.д. [Лазутина, 2004: 184]. Признавая важность и
необходимость использования данного рода методов в представлении
полученного журналистом знания о действительности, мы должны заметить,
что значение их состоит прежде всего в том, что они, каждый по-своему,
способствуют решению главной задачи, реализуемой в данном случае, –
фиксации, отображению хода познавательных процессов, логических
операций, достигаемых результатов изучения предмета. При этом может
осуществляться фиксация: 1) отдельных элементов процесса познания; 2)
нескольких взаимосвязанных элементов процесса познания (в том числе –
«схемы» доказательного рассуждения, которое может осуществляться в ходе
познания).
Чтобы представить себе, какая может возникнуть структура публикации
в результате фиксации тех или иных элементов процесса познания,
1
Стр.1