Перечитывая классику
В А. Недзвецкий <...> МГУ, президент Ассоциации
вузовских филологов
Недзвецкий В.А., Филиппов В.В. <...> Е.И. Замятина, А.П. Платонова и крупнейших художников-«деревенщиков» 60—90-х годов нашего столетия — написана доктором филологических наук, профессором В.А. Недзвецким [главы
«Предшественники и истоки»; «Художественная летопись деревни»; «Война и мир в Пекашине (Федор Абрамов)»; «Крестьянская вселенная Василия Белова»] и кандидатом филологических наук, доцентом Государственного института русского языка
им. <...> Филипповым [главы «"Наука поведения"
и ее отступники (Василий Шукшин)»; «"Сохрани в сердце своем" (Валентин Распутин)»]. <...> Каждый из них по их чистой, исполненной труда и жестоких испытаний жизни мог бы, думается, стать прототипом положительных
героев и Абрамова, и Белова, и Распутина. <...> «Бедная Лиза» Н.М. Карамзина, «Дубровский», «История села Горюхина», «Капитанская дочка» А.С. Пушкина,
«Деревня», «Антон Горемыка», «Проселочные дороги», «Рыбаки» и «Переселенцы» Д.В. Григоровича, «Записки охотника» и
«Муму» И.С. Тургенева, «Крестьянские дети», «Коробейники»,
«Тройка», «Мороз, Красный Нос» и «Кому на Руси жить хорошо» Н.А. Некрасова, «Утро помещика», «Три смерти», «Казаки», «Поликушка», «Война и мир», «Анна Каренина», «Власть
тьмы» и «Плоды просвещения» Л.Н. Толстого, «Мужик Марей»,
«Подросток» Ф.М. Достоевского, «Мужики», «В овраге» А.П. Чехова — вот далеко не полный перечень классических произведений, в которых крестьянский герой либо организует конфликт и сюжетное действие, либо, на равных правах с «господами»,
«хозяевами», интеллигентами и т.д. входя в систему персонажей, своим нравственным обликом оттеняет и проясняет жизненные позиции последних и отношение к ним автора. <...> Разве не предвосхитил в самом деле Пушкин своей деревенской хроникой «История села
Горюхина» и планом ее, к сожалению, нереализованного продолжения и абрамовскую <...>
Перечитывая_классику._Русская_деревенская_проза._В_помощь_преподавателям,_старшеклассникам_и_студентам..pdf
Перечитывая классику
В А. Недзвецкий
В.В. Филиппов
РУССКАЯ
«ДЕРЕВЕНСКАЯ»
ПРОЗА
В помощь преподавателям,
старшеклассникам и абитуриентам
Стр.1
УДК 82
ББК 82.ЗР
В.А. Недзвецкий, д-р филол. наук, проф. МГУ, президент Ассоциации
вузовских филологов
Недзвецкий В.А., Филиппов В.В.
Русская «деревенская» проза. В помощь преподавателям,
старшеклассникам и абитуриентам.
В книгах серии «Перечитывая классику» содержится современный
анализ произведений, входящих в школьные программы по литературе.
Впервые обстоятельно освещаются духовно-нравственные и религиозные
аспекты творчества русских писателей XIX—XX вв. Серия предлагается
как база современных знаний по русской литературе, необходимая
для сдачи школьных экзаменов и поступления в любой вуз.
В свете общечеловеческих духовно-нравственных, этических и
эс-тетических ценностей русского крестьянства в книге
проанализиро-ваны основные произведения Ф.А. Абрамова, В.И.
Белова, В.М. Шук-шина, В.Г. Распутина, а также таких из их
непосредственных предше-ственников, как Е.И. Замятин и А.П.
Платонов. Специальная глава посвящена истокам отечественной
«деревенской» прозы нашего сто-летия в русской классической
литературе — от Н.М. Карамзина, А.С.Пушкина, Д.В.Григоровича
и И.С.Тургенева до Л.Н.Толстого, Ф.М.Достоевского,
Г.И.Успенского и А.П.Чехова.
Для учителей школ, гимназий, лицеев, старшеклассников,
абиту-риентов, студентов филологических факультетов.
УДК 82
ББК 82.3Р
Стр.2
От авторов
от ее истоков
Настоящая монография о русской «деревенской» прозе —
в XIX веке
Г.И.Успенский, Л.Н.Толстой)
Д.В. Григорович, И.С. Тургенев, Н.А. Некрасов, Ф.М. Достоевский,
произведений
Е.И.
Замятина, А.П. Платонова и крупнейших художников-«деревенщиков»
60—90-х годов нашего столетия — написана доктором
филологических наук, профессором В.А. Недзвецким [главы
«Предшественники и истоки»; «Художественная летопись деревни»;
«Война и мир в Пекашине (Федор Абрамов)»; «Крестьянская
вселенная Василия Белова»] и кандидатом филологических
наук, доцентом Государственного института русского языка
им. А.С. Пушкина В.В. Филипповым [главы «"Наука поведения"
и ее отступники (Василий Шукшин)»; «"Сохрани в сердце своем"
(Валентин Распутин)»].
Наше обращение к теме книги вызвано не только высокой
художественной ценностью исследуемых произведений и научно-профессиональным
интересом к их проблематике, характерологии,
жанровому новаторству и т.д. Здесь сказалась и настоятельная
потребность хотя бы таким образом отдать и наш
личный долг отечественной деревне, подвигу русского крестьянина-земледельца.
Для
первого из нас это и возможность прилюдно почтить память
своих сельских предков и родственников, которых уже давно
нет в живых: деда — Данилы Степановича Карасева, бабушки
Марии Николаевны Карасевой, тетки Феклы Даниловны Шипковой,
двоюродной сестры Татьяны Ивановны Грищенко. Каждый
из них по их чистой, исполненной труда и жестоких испытаний
жизни мог бы, думается, стать прототипом положительных
героев и Абрамова, и Белова, и Распутина. И в особенности —
3
(Н.М. Карамзин, А.С. Пушкин,
до
Стр.3
память родителей, сельских учителей в первом поколении —
матери Ирины Даниловны Недзвецкой (Карасевой), уроженки
села Новый Ропск, что на Брянщине, и отца Александра
Фроловича Недзвецкого, сына безземельных крестьян белорусского
села Сапожки,
ветерана трех войн (Польской «кампании»
1939 года, войны Финской и Великой Отечественной),
перед которым его сын безмерно виноват, так как по-настоящему
понял огромные заслуги отца перед своей семьей и родиной
только после его смерти. С чувством глубокого сожаления
об этом и сердечным покаянием он низким земным поклоном
кланяется сейчас отцовской могиле.
В.А. Недзвецкий,
В. В. Филиппов
Стр.4