Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 528791)
Консорциум Контекстум Информационная технология сбора цифрового контента
Уважаемые СТУДЕНТЫ и СОТРУДНИКИ ВУЗов, использующие нашу ЭБС. Рекомендуем использовать новую версию сайта.

Роман Н.Г. Чернышевского "Что делать" и его оппоненты.В помощь преподавателям, старшеклассникам и студентам.

0   0
Первый авторНедзвецкий Валентин Александрович
Издательство[Б.и.]
Страниц174
ID13088
АннотацияВ пособии анализируются проблематика и литературные особенности романа Н.Г. Чернышевского "Что делать?", представлены отзывы критиков по поводу выхода этого романа, среди которых И.А. Гончаров, Л.Н. Толстой, Ф.М, Достоевский, Н.С. Лесков, Е.И. Замятин и др..
Кому рекомендованоДля школьников, студентов, преподавателей и всех, интересующихся историей русской литературы.
Недзвецкий, В.А. Роман Н.Г. Чернышевского "Что делать" и его оппоненты.В помощь преподавателям, старшеклассникам и студентам. [Электронный ресурс] / В.А. Недзвецкий .— учеб. пособие .— : [Б.и.], 2003 .— 174 с. — Режим доступа: https://rucont.ru/efd/13088

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Н.Г. Чернышевского «ЧТО ДЕЛАТЬ?» и его оппоненты В помощь преподавателям, старшеклассникам и абитуриентам УДК 82 ББК 82.3(2Рос—Рус) Редакционная коллегия серии: БА. <...> В.А. Недзвецкий Роман Н.Г. Чернышевского «Что делать?» и его оппоненты. <...> Написанный в тюрьме за неполные четыре месяца 1862 года и опубликованный весной 1863 года знаменитый роман Н.Г. Чернышевского в своей основе — действительно любовная повесть, пусть и далеко не простая. <...> Вот пересказ ее сюжета, сделанный даровитой исследовательницей писателя: «Героиня, Вера Павловна Розальская, обыкновенная петербургская девушка из мелкобуржуазной семьи, страдает от семейного деспотизма со стороны жадной и бесчестной матери, Марьи Алексеевны, которая пытается против воли выдать ее замуж за богатого беспутного дворянина Сторешникова. <...> Тем временем студентмедик, разночинец Дмитрий Лопухов, молодой человек новых убеждений (он дает уроки младшему брату Веры Павловны), принимает деятельное участие в судьбе девушки. <...> Прежде всего Лопухов старается поднять уровень ее сознания путем совместного чтения таких книг, как "Социальная судьба" Виктора Консидерана и "Сущность христианства" Людвига Фейербаха. <...> Вера Павловна организует кооперативную швейную мастерскую и жилищную коммуну для девушек-работниц; предприятие дает финансовую независимость и ей, и незамужним девушкам-работницам. <...> <...> Между тем к молодой чете присоединился лучший друг студенческих лет Лопухова Александр Кирсанов, известный физиолог-материалист, который становится активным участником веселых затей в доме Лопуховых. <...> Незаметно для себя Вера Павловна 3 влюбляется в Кирсанова, который разделяет ее чувство. <...> На этой стадии брак Лопуховых, по инициативе Веры Павловны, получает сексуальную реализацию. <...> <...> Кирсанов деликатно ретируется и увлекается проституткой (Настей Крюковой), которую <...>
Роман_Н.Г._Чернышевского_Что_делать_и_его_оппоненты.В_помощь_преподавателям,_старшеклассникам_и_студентам..pdf
В.А. Недзвецкий Роман Н.Г. Чернышевского «ЧТО ДЕЛАТЬ?» и его оппоненты В помощь преподавателям, старшеклассникам и абитуриентам
Стр.1
УДК 82 ББК 82.3(2Рос—Рус) Редакционная коллегия серии: БА. Недзвецкий, д-р филол. наук, проф. МГУ, президент Ассоциации вузовских филологов В.А. Недзвецкий Роман Н.Г. Чернышевского «Что делать?» и его оппоненты. В помощь преподавателям, старшеклассникам и абитуриентам. — М.: 176 с. — (Перечитывая классику). В книгах серии «Перечитывая классику» содержится современный анализ произведений, входящих в школьные программы по литературе. Впервые обстоятельно освещаются духовно-нравственные и религиозные аспекты творчества русских писателей XIX—XX вв. Серия предлагается как база современных знаний по русской литературе, необходимая для сдачи школьных экзаменов и поступления в любой вуз. Публикация в 1863 году романа «Что делать?» стала общественным событием, вызвав бурю разнотолков. Необыкновенный успех роман имел у русской радикально настроенной молодежи 60—70-х годов XIX века. Между тем крупнейшие русские художники слова не только не приняли содержательных решений и беллетристических приемов автора «Что делать?», но и выступили с их развернутой критикой. В чем причина этого спора? Кто и в какой мере оказался в нем правым? Таковы главные вопросы, в свете которых в книге анализируются проблематика и литературное своеобразие этого романа, а также отличающие его представления о человеческой природе, причинах ее деградации и способах возрождения. Для учителей школ, лицеев и гимназий, старшеклассников, абитуриентов, студентов-филологов, а также широкого круга читателей. УДК 82 ББК 83.3(2Рос—Рус)
Стр.2
Введение Сюжет. Оптимизм и умозрительность романа «Содержание повести — любовь, главное лицо — женщина...», — догадывается в начале романа «Что делать?» одна из его «проницательных» читательниц, и автор произведения в данном случае не возражает: «Это правда»1... Написанный в тюрьме за неполные четыре месяца 1862 года и опубликованный весной 1863 года знаменитый роман Н.Г. Чернышевского в своей основе — действительно любовная повесть, пусть и далеко не простая. Вот пересказ ее сюжета, сделанный даровитой исследовательницей писателя: «Героиня, Вера Павловна Розальская, обыкновенная петербургская девушка из мелкобуржуазной семьи, страдает от семейного деспотизма со стороны жадной и бесчестной матери, Марьи Алексеевны, которая пытается против воли выдать ее замуж за богатого беспутного дворянина Сторешникова. Дело почти кончается бесчестием Веры Павловны, которую спасает лишь вмешательство куртизанки, француженки Жюли. Тем временем студентмедик, разночинец Дмитрий Лопухов, молодой человек новых убеждений (он дает уроки младшему брату Веры Павловны), принимает деятельное участие в судьбе девушки. Прежде всего Лопухов старается поднять уровень ее сознания путем совместного чтения таких книг, как "Социальная судьба" Виктора Консидерана и "Сущность христианства" Людвига Фейербаха. Он пытается спасти ее, найдя работу, но поиски оказываются безрезультатными. Тогда Лопухов предлагает девушке выйти за него замуж — фиктивно — и уйти из родительского дома. Чтобы обеспечить ее материально, Лопухов оставляет медицинскую академию и занимает место управляющего на заводе. После женитьбы молодая чета устраивает свою жизнь в соответствии с идеями равенства и независимости супругов; поскольку Лопухов женился, чтобы освободить Веру Павловну, он не осуществляет своих супружеских прав. Вера Павловна организует кооперативную швейную мастерскую и жилищную коммуну для девушек-работниц; предприятие дает финансовую независимость и ей, и незамужним девушкам-работницам. <...> Между тем к молодой чете присоединился лучший друг студенческих лет Лопухова Александр Кирсанов, известный физиолог-материалист, который становится активным участником веселых затей в доме Лопуховых. Незаметно для себя Вера Павловна 3
Стр.3
влюбляется в Кирсанова, который разделяет ее чувство. На этой стадии брак Лопуховых, по инициативе Веры Павловны, получает сексуальную реализацию. <...> Кирсанов деликатно ретируется и увлекается проституткой (Настей Крюковой), которую перевоспитывает и возвращает к честной жизни. Настя скоро умирает от чахотки, и Кирсанов с Верой Павловной оказываются перед любовной дилеммой. Лопухов сознает происходящее; сначала он предлагает жить втроем, но поскольку это оказывается неприемлемым для Веры Павловны, <...> Лопухов принимает решение путем сложных умозаключений и расчетов устраниться физически. Он инсценирует самоубийство, бежит в Америку и дает возможность Вере Павловне и Кирсанову сочетаться браком. У них рождается ребенок, и, что самое главное, с помощью Кирсанова Вера Павловна принимается изучать медицину. После исчезновения Лопухова его друг Рахметов рассказывает им его план. Так в романе появляется "особенный человек". Рационалист и <...> профессиональный революционер, Рахметов отказывается от обычных человеческих радостей и от любви женщине — он готовится к борьбе за социальное равенство во имя простых людей. Богач и аристократ по рождению, он пожертвовал свое огромное состояние делу революции, полностью перестроил свое поведение и привычки и развил физическую силу... <...> В конце романа Рахметов таинственно исчезает из Петербурга; его последующее возвращение связывается с приближающейся революцией. Лопухов возвращается в Россию под видом американского бизнесмена Чарлза Бьюмонта. Он женится на Кате Полозовой, девушке из богатой и знатной семьи, пациентке Кирсанова, которую тот спас от смертельной болезни, вызванной несчастной страстью к недостойному аристократу Жану. Обе супружеские четы в конце концов поселяются вместе и в полной гармонии живут общим домом. В эпилоге появляется таинственная дама в трауре, окруженная толпой шумных поклонников, молодых людей новых взглядов. Автор дает понять, что муж дамы находится в заключении. Затем она снова появляется (в розовом платье) рядом со своим мужем. Это сам автор романа, освобожденный победившей революцией. Тщательные расчеты относят это событие к весне 1865 года. Вершину романа составляют четыре сна Веры Павловны — аллегории, иллюстрирующие главные философские, этические и социальные доктрины Чернышевского. Четвертый сон — это утопическое видение общества будущего. Грандиозный дворец из стекла и металла, оснащенный техническими чудесами, — это коммунистическое жилище морально и физически совершенных людей, живущих по принципам рационально организованного коллективного труда. Их рабочий день кончается великолепным балом <...>, сопровождающимся свободным утолением половых потребностей (в специально оборудованных помещениях)»2. Итак, рассказанная Чернышевским любовная история была — и это следует подчеркнуть сразу — историей всецело о 4 к оптимистической,
Стр.4