Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634655)
Контекстум
.

Романы И.А. Гончарова. В помощь преподавателям и студентам.

0   0
Первый авторНедзвецкий Валентин Александрович
Издательство[Б.и.]
Страниц95
ID13087
АннотацияКакую древнюю и вечно живую историю напоминает повесть о надеждах, заблуждениях и разочарованиях Александра Адуева — героя первого романа И.А.Гончарова? Кто такой Илья Ильич Обломов — патриархальный барин или русский Дон Кихот? Почему писатель назвал свой "Обрыв" "эпосом любви"? И с какой целью русский корабль "Паллада" бороздит просторы мирового океана? На эти и многие другие вопросы отвечает эта книга.
Кому рекомендованоКнига адресована учителям школ, лицеев и гимназий, студентам-филологам, а также всем почитателям Гончарова.
Недзвецкий, В.А. Романы И.А. Гончарова. В помощь преподавателям и студентам. / В.А. Недзвецкий .— учеб. пособие .— : [Б.и.], 2000 .— 95 с. — URL: https://rucont.ru/efd/13087 (дата обращения: 23.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Кто такой Илья Ильич Обломов — патриархальный барин или русский Дон Кихот? <...> И с какой целью русский корабль «Паллада» бороздит просторы мирового океана? <...> «Обломова» и «Обрыва», а также «географического» романа «Фрегат "Паллада"», созданного на материале кругосветного плавания от Кронштадта до берегов Японии и последующего сухопутного возвращения в Петербург через всю Сибирь. <...> Заключает книту глава о «Необыкновенной истории» — автобиофафической повести, и которой Гончаров рассказал а создании своих романов, особенно «Обрыва». <...> УДК 82 БЬК 83.3(2Рое-Рус) Памяти моего брата — журналиста Аркадия Александровича Недзвецкого, человека чистого сердца и трагической судьбы, посвящаю ОТ АВТОРА В этой небольшой книге, адресованной учителям школ и лицеев, старшеклассникам, абитуриентам, а также студентам филологических факультетов, нет необходимости объяснять, кто такой Иван Александрович Гончаров (1812—1891). <...> Поясним, однако, почему мы сосредоточили внимание не на всех, а лишь на крупнейших произведениях писателя: романной «трилогии», «Фрегате „Паллада"» и «Необыкновенной истории». <...> Гончаров не просто один из замечательных русских и европейских прозаиков, он прежде всего романист. <...> Называя роман формой, наиболее «удобной для поэтического представления человека, рассматриваемого в отношении к общественной жизни» 2 , критик продолжал: «Это самый широкий, всеобъемлющий род поэзии < . <...> В рамки романа, добавлял Гончаров, сверх того «укладываются большие эпизоды жизни, иногда целая жизнь, в которой, как в большой картине, всякий читатель найдет что-нибудь близкое и знакомое ему» (VIII, 211). <...> Важнейшие из них — охват изображаемой действительности в наивозможной полноте и целостности, поэтический, а не умозрительный характер идеи, проникающей собою все компоненты произведения, его гармоническая завершенность, объективность автора, исключающая сословно-кастовую <...>
Романы_И.А._Гончарова._В_помощь_преподавателям_и_студентам..pdf
Перечитывая классику В.А. НЕДЗВЕЦКИЙ И.А. Гончарова Романы В помощь преподавателям, старшеклассникам и абитуриентам
Стр.1
УДК 82 ББК 83.3(2Рос-Рус) В А. Недэвецкий, Д-р филол. наук, проф. МГУ. президент Ассоциации ву-зовских филологов Недзвецкий В.А. Романы И.А. Гончарова. В помощь преподавателям, старшеклассникам и абитуриентам. — М. — 96 с. — (Перечитывая классику). какую ч (. '..и живуь. историю шноминает повесть О надеждах, заблуждениях и разочарованиях Александра Адуева — героя первого романа И.А.Гончарова? Кто такой Илья Ильич Обломов — патриархальный барин или русский Дон Кихот? Почему писатель назвал свой «Обрыв» «зпосом любви»? И с какой целью русский корабль «Паллада» бороздит просторы мирового океана? На эти и многие другие вопросы отвечает ли книга. Автор предлагает понос прочтение «Обыкновенной истории». «Обломова» и «Обрыва», а также «географического» романа «Фрегат "Паллада"», созданного на материале кругосветного плавания от Кронштадта до берегов Японии и последующего сухопутного возвращения в Петербург через всю Сибирь. Заключает книту глава о «Необыкновенной истории» — автобиофафической повести, и которой Гончаров рассказал а создании своих романов, особенно «Обрыва». Книга адресована учителям школ, лицеев и гимназий, студентам-филологам. а также всем почитателям Гончарова. УДК 82 БЬК 83.3(2Рое-Рус)
Стр.2
Памяти моего брата — журналиста Аркадия Александровича Недзвецкого, человека чистого сердца и трагической судьбы, посвящаю ОТ АВТОРА В этой небольшой книге, адресованной учителям школ и лицеев, старшеклассникам, абитуриентам, а также студентам филологических факультетов, нет необходимости объяснять, кто такой Иван Александрович Гончаров (1812—1891). Почти столетие назад Д. С. Мережковский назвал творца «Обломова» — в одном ряду с выдающимися представителями русской художественной мысли — нашим вечным спутником, и справедливость столь высокой оценки ныне очевидна. Поясним, однако, почему мы сосредоточили внимание не на всех, а лишь на крупнейших произведениях писателя: романной «трилогии», «Фрегате „Паллада"» и «Необыкновенной истории». Ведь живейший читательский интерес сохраняют и гончаровские очерки, воспоминания «В университете», «На родине», литературно-критические статьи, среди которых такой шедевр, как «Мильон терзаний». Во-первых, и при жанровом разнообразии гончаровское творчество остается осознанно романоцентричным. Гончаров не просто один из замечательных русских и европейских прозаиков, он прежде всего романист. Убеждение в том, что в условиях современной действительности — уже не героической или возвышенно-романтической, но в своей основе обыкновенной, хотя и не лишенной высоких духовных стремлений,— адекватно «охватывать жизнь и отражать человека» может «только роман»1, сформировалось у Гончарова еще в начале 40-х годов XIX века и совпадало с соответствующими идеями В. Г. Белинского. Называя роман формой, наиболее «удобной для поэтического представления человека, рассматриваемого в отношении к общественной жизни»2, критик продолжал: «Это самый широкий, всеобъемлющий род поэзии < . . . > . В нем соединяются все другие роды поэзии — и лирика как излияние чувств автора по поводу описываемого им события, и драматизм как более яркий и рельефный способ заставить высказаться данные характеры. Отступления, 1 Гончаров И. А. Собр. соч. В 8 т.— М„ 1952—1955. Т. VI. С. 215. В дальнейшем ссылки на это издание даны в тексте, с указанием тома (римск.) и страницы (арабск.). ' Белинский В. Г. Поли. собр. соч. В 13 т.— М„ 1953—1959. Т. 1. С. 271. 3
Стр.3
рассуждения, дидактика, нетерпимые в других родах поэзии, в романе <—> могут иметь законное место»3. В рамки романа, добавлял Гончаров, сверх того жизни, иногда целая жизнь, в которой, как в большой картине, всякий читатель найдет что-нибудь близкое «укладываются большие и знакомое (VIII, 211). Главенствующее положение среди жанров новой литературы роман приобрел благодаря способности своими средствами «довершать воспитание и совершенствовать человека», давать нравственный «урок» современнику (там же). Но этой способностью обладает, по Гончарову, лишь роман художественный, отвечающий основным требованиям произведения искусства. Важнейшие из них — охват изображаемой действительности в наивозможной полноте и целостности, поэтический, а не умозрительный характер идеи, проникающей собою все компоненты произведения, его гармоническая завершенность, объективность автора, исключающая сословно-кастовую или («тенденциозность»), типичность и национальную пристрастность психологизм характеров и ситуаций, юмор, наконец, наличие особой романной поэзии, т. е. общечеловеческого начала, гарантирующего произведению непреходящий интерес и значение4. В полной мере этим высоким критериям могли удовлетворять, конечно, лишь крупномасштабные эпические полотна, в которые и превращались романы Гончарова. Главное дело его жизни, плод более чем двадцатилетнего сосредоточенного труда, они наложили свой отпечаток и на «малую» прозу писателя. Если ранние повести «Лихая болесть» (1838), «Счастливая ошибка» (1839) и «физиология» «Иван Савич Поджабрин» (1842) в своей совокупности гон тройскую «трилогию» как бы подготавливают и затем ею «поглощаются», то очерки 70—80-х годов продолжают разработку ее отдельных мотивов: художественной («артистической») натуры («Поездка по Волге»), бытовой и казенно-служебной обломовщины («На родине»), комического лица из народа («Слуги старого века») и т. д. И тем самым также остаются в тематических и проблемных пределах «трилогии». Принципиально иначе соотносится с нею «Фрегат „Паллада"». Созданная во время кругосветного плавания писателя 1855), эта «развивающаяся (1852— картина мира» (II, 16) —произведение вполне самостоятельное и вместе с тем явно не укладывающееся в форму путевых очерков или литературного «путешествия». Продуманная композиция и структура, близкие построению «Обыкновенной истории» и «Обломова», глубокая концептуальность книги дают все основания считать ее в свою очередь рома3 Там же. Т. 10. С. 315—316. 4 Подробнее об этом см.: Недзвецкий В. А. И. А. Гончаров — романист и художник. М., 1992. С. 78—152. 4 эпизоды ему»
Стр.4