Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634794)
Контекстум
Руконтекст антиплагиат система

Русская литература XIX века.1840-1860 годы. (290,00 руб.)

0   0
Первый авторНедзвецкий Валентин Александрович
АвторыПолтавец Елена Юрьевна
Издательство[Б.и.]
Страниц307
ID13086
АннотацияАвтор книги — заслуженный профессор МГУ, член-корреспондент Международной академии наук педагогического образования, лауреат Литературной премии им. И.А. Гончарова В.А. Недзвецкий — ранее опубликовал два лекционных курса по русской литературе советского периода (Будапешт, 1986, 1989) и курсы лекций о русской литературной критике XVIII—XIX веков (М., 1994, 2008), а также спецкурс о творчестве И.С. Тургенева (Москва—Стерлитамак, 2008). Две последние лекции в книге (о Н.А. Некрасове и А.Н. Островском) написаны доцентом Московского городского педагогического университета Е.Ю. Полтавец. Посвященный русской литературе второй трети XIX века, творцы которой (А. Герцен, И. Тургенев, И. Гончаров, Н. Чернышевский, Л. Толстой, Ф. Достоевский, Н. Некрасов, А. Фет, Ф. Тютчев, А. Островский и др.) уже при их жизни стали признанными лидерами отечественного и общеевропейского литературного процесса, лекционный курс В. Недзвецкого и Е. Полтавец отличается тонкостью эстетического анализа, выдержанностью концепции и доступностью изложения.
Кому рекомендованоДля студентов (бакалавров и магистрантов), аспирантов и преподавателей филологических факультетов, а также для всех, кому интересна и дорога литературная русская классика.
Недзвецкий, В.А. Русская литература XIX века.1840-1860 годы. / Е. Ю. Полтавец; В.А. Недзвецкий .— : [Б.и.], 2007 .— 307 с. — URL: https://rucont.ru/efd/13086 (дата обращения: 26.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Судьба «натуральной школы» Русская литература второй трети девятнадцатого века совокупно представлена прежде всего творчеством А.И. Герцена, И.С. Тургенева, И.А. Гончарова, Н.Г. Помяловского и очеркистов-«шестидесятников», Н.Г. Чернышевского, А.Н. Островского, Н.А. Некрасова и поэтов его школы, Ф.И. Тютчева, А.А. Фета, а также – Ф.М. Достоевского 1840-х годов и Л.Н. Толстого до романа «Война и мир». <...> , и юристы П.Г. Редкин и К.Д. Кавелин, критики П.В. Анненков, В.П. Боткин, и религиозный философ, поэт А.С. Хомяков, публицисты и писатели братья Константин и Иван Аксаковы и будущий автор «Записок охотника» И.С. Тургенев, а ранее (с 1836 по 1841 гг.) и В.Г. Белинский. <...> Именно в этом временном промежутке в качестве определенного идейного единства сформируется и достигнет своей творческой вершины русская «натуральная школа». <...> В 1845 году Н.А. Некрасов опубликует уже вполне оригинальный сборник аналогичных очерков (в двух частях) «Физиология Петербурга», задуманный как своеобразный манифест зарождающейся в России «социальной беллетристики» (В.Г. Белинский). <...> , он, кроме очерков («Парижские увеселения И.И. Панаева, родственная «физиологиям» поэма И.С. Тургенева «Помещик»), включал и произведения стихотворные, публицистические, литературную критику и прозу и открывался романом Ф.М. Достоевского «Бедные люди», в котором <...> «Натуральная школа» активно просуществует в России до смерти в 1848 году ее идейного вдохновителя В.Г. Белинского, после чего уступит новым, нередко полемичным к ее изобразительным принципам художественным тенденциям. <...> и опубликованные в том же году отдельным изданием «Записки охотника» выслан в свое имение Спасское-Лутовиново И.С. <...> Уже через три года после публикации гоголевских «Мертвых душ» в «Отечественных записках» (1845, № 12) появляются четыре первые главы романа А. Герцена <...> ». На рубеже 1840-1850-х годов в русскую литературу с романом «Боярщина» (нап. в 1846, опубл. в 1858) и повестями «Тюфяк», «Комик», «Богатый жених», «М-r <...>
Русская_литература_XIX_века.184-1860_годы..pdf
В.А. Недзвецкий, Е.Ю. Полтавец Русская литература 40-60-х годов ХIХ века Курс лекций 1
Стр.1
СОДЕРЖАНИЕ Лекция первая. Общественно-литературная характеристика изучаемого периода. Судьба «натуральной школы» ………… …… ………………. 3 Лекции вторая – третья. Литературно-художественное творчество А.И. Герцена …………………………………………………………………… 24 Лекция четвертая. Творчество И.С. Тургенева. Начальный период. «Записки охотника» …………………………………………………………………. 68 Лекции пятая. Путь к роману. Тургеневская повесть 50-х годов………………………………………………………………………. … 84 Лекция шестая. Романы И.С. Тургенева. Роман «Отцы и дети» ……… 94 Лекция седьмая. Творчество И. А. Гончарова. Общая характеристика. Роман «Обыкновенная история» ……………................................................... Лекция восьмая. Творчество И. А. Гончарова. Общая характеристика. Романы «Обломов», «Обрыв» ……….………...………….................. 124 137 Лекция девятая. Литературные «отцы» и «дети» в России 1860-х годов, или Основные течения в русской литературе 1860-х годов ………………. 157 Лекция десятая. Роман Н.Г. Чернышевского «Что делать?». Основная проблематика ………………………………………………………. ….. 177 Лекция одиннадцатая. Творчество Ф.М. Достоевского (1840-е годы) ….. 193 Лекция двенадцатая. Творчество Л.Н. Толстого 1852 – 1863 годов …………………………………………………………….…………….... Лекция тринадцатая. Своеобразие поэтического творчества А.А. Фета 211 225 Лекция четырнадцатая. Поэзия Ф.И. Тютчева ……………………….... 249 Лекция пятнадцатая. Поэтическое творчество Н.А.Некрасова …....... 269 Лекция шестнадцатая. Драматургия А.Н. Островского ……………….... 289 2
Стр.2
Лекция первая Общественно-литературная характеристика изучаемого периода. Судьба «натуральной школы» Русская литература второй трети девятнадцатого века совокупно представлена прежде всего творчеством А.И. Герцена, И.С. Тургенева, И.А. Гончарова, Н.Г. Помяловского и очеркистов-«шестидесятников», Н.Г. Чернышевского, А.Н. Островского, Н.А. Некрасова и поэтов его школы, Ф.И. Тютчева, А.А. Фета, а также – Ф.М. Достоевского 1840-х годов и Л.Н. Толстого до романа «Война и мир». При известной историко-литературной целостности этого периода в общекультурном и творческом отношениях он может быть для удобства изучения разделен на четыре относительно обособленные части. Первая охватывает время с начала 1840-х по 1848 годы. Вторая – семилетие с года 1848 по 1855. Третья, в целом заключающая в себе период с 1855 года по конец 1860-х, также разделяется на время широкого общественного подъема, вызванного Крымской войной, отменой крепостного права и началом либеральных реформ Александра II, -- это годы с 1855 по 1862, и последующий период спада российского общественного движения и наступления правительственной реакции. Охарактеризуем в главных чертах своеобразие каждой из них. Для культурологическая, первой наиболее показательна примета продиктовавшая и позднейшее название образованных русских людей данного периода как «людей сороковых годов». Представители этого поколения российской интеллигенции, действительно, сближались между собой как их приверженностью гуманистическим идеалам красоты, добра, справедливости и общественного прогресса, так и трактовкой этих идеалов в духе немецкой классической философии – прежде всего Гегеля и реже -французскими утопическими социалистами К.А. Сен-Симоном, Шарлем Фурье, Пьером Леру и др. Если идеи последних оказали мощное влияние на мировоззрение и социальные позиции молодого А.И. Герцена, позднее высоко оценившего и гегелевскую диалектику, а также М.Е. Салтыкова, с 1846 по 1849 годы и Ф.М. Достоевского, то школу гегельянства прошли и историк Т. Грановский, и юристы П.Г. Редкин и К.Д. Кавелин, критики П.В. Анненков, В.П. Боткин, и религиозный философ, поэт А.С. Хомяков, публицисты и писатели братья Константин и Иван Аксаковы и будущий автор «Записок охотника» И.С. Тургенев, а ранее (с 1836 по 1841 гг.) и В.Г. Белинский. Известное идейное единство названных деятелей, впрочем, довольно скоро сменяется принципиально разным пониманием истоков российской цивилизации и дальнейшего общественно-политического развития России: по примеру ли стран Западной Европы или на самобытный лад. Сторонники 3
Стр.3