Библейский образ Христа и его роль в самоопределении
личности <...> Личность человека неотделима от личности Христа, в
которой воплощено все идеальное и высокое для
западного сознания. <...> Образ Христа раскрывался и продолжает
раскрываться
на
протяжении
всей
истории
христианской цивилизации. <...> «Не думайте, что Я пришел принести мир
на землю; не мир пришел Я принести, но меч» (Мф. <...> «Я буду управлять
народами, и племена покорятся мне; убоятся меня, когда услышат обо мне, страшные
тираны; в народе явлюсь добрым и на войне мужественным» (Премудрость Соломона
8:14-15). <...> Благодаря своему мужеству Христос побеждает весь мир (Иоан. <...> Кроткого
проповедника и мыслителя Иисуса из Назарета, отвергнутого людьми, в определенное
время сменяет грозный апокалиптический всадник, безжалостный рыцарь Иисус Навин. <...> Свою разрушительную и очищающую миссию Иисус
выполняет с помощью Слова, выходящего из его уст, как острый меч (Откр. <...> 19:11-16):
«Сошло с небес от царственных престолов на средину погибельной земли всемогущее
слово Твое, как грозный воин. <...> Оно несло острый меч – неизменное Твое повеление и,
став, наполнило все смертью: оно касалось неба и ходило по земле» (Премудрость
Соломона 18:15-16). <...> Ибо Он отторгнут от
1
земли живых» (Ис. <...> По большому счету, Иисус из Назарета, Иисус
Навин и великий иерей Иисус из книги пророка Захарии являются одним и тем же лицом:
своей единой судьбой эти герои сливаются в одну личность по законам лицедеяния. <...> Этот же символ – райский змей-искуситель, висящий на дереве познания добра и
зла; здесь мы снова сталкиваемся с двойственностью роли Христа. <...> Жизнь Христа по разным
версиям включает путешествия в Индию и Тибет. <...> «И рассеет тебя
Господь [Бог твой] по всем народам, от края земли до края земли, и будешь там служить
иным богам, которых не знал ни ты, ни отцы твои, дереву и камням. <...> Скажем, жизнь Христа и образ Христа есть <...>
Библейский_образ_Христа_и_его_роль_в_самоопределении_личности._Статья.pdf
Библейский образ Христа и его роль в самоопределении
личности
В. Ю. Ирхин
В современном понимании личность возникла
только с появлением христианства. Восхищаясь
древними героями, мы нередко забываем, что в
античности восприятие мира и человека было
совершенно иным (см., напр., труды А.Ф. Лосева).
Личность человека неотделима от личности Христа, в
которой воплощено все идеальное и высокое для
западного сознания. Все (а не только внешне
благочестивые) идеи новой европейской философии и
культуры вышли из Евангелия. Христос искушен во
всем, кроме греха (Евр.4:15); как писал Кальвин, мы
приобрели все заслуги Христа. С другой стороны,
Мессия взял на себя наши немощи и понес наши грехи
и болезни, а потому в его виде нет ни величия, ни
привлекательности – он презрен и умален в этом мире
(Ис. 53). Разобраться с этой диалектикой не так просто;
ниже будут рассмотрены только некоторые подходы к
данной проблеме.
Образ Христа раскрывался и продолжает
раскрываться на протяжении всей истории
христианской цивилизации. Этот образ-символ гораздо
шире и глубже, чем можно услышать в церковных
проповедях. «Не думайте, что Я пришел принести мир
на землю; не мир пришел Я принести, но меч» (Мф. 10:34). «Препояшь Себя по бедру
мечом Твоим, Сильный, славою Твоею и красотою Твоею» (Пс. 44:4).«Я буду управлять
народами, и племена покорятся мне; убоятся меня, когда услышат обо мне, страшные
тираны; в народе явлюсь добрым и на войне мужественным» (Премудрость Соломона
8:14-15).
Благодаря своему мужеству Христос побеждает весь мир (Иоан.16:33). Кроткого
проповедника и мыслителя Иисуса из Назарета, отвергнутого людьми, в определенное
время сменяет грозный апокалиптический всадник, безжалостный рыцарь Иисус Навин.
Его миссия – добиваться успеха уже не учением, а силой: «продай одежду свою и купи
меч» (Лк. 22:36; одежда – символ учения; меч и есть крест). Две эти ипостаси постоянно
сменяют друг друга в истории.
«Пришел Человек, чтобы управлять миром, Он, как свидетельствует история, правил
не только на благо, но и на погибель; Он разрушил мир, в котором родился» (А.Швейцер.
Вопрос об историчности Иисуса). Свою разрушительную и очищающую миссию Иисус
выполняет с помощью Слова, выходящего из его уст, как острый меч (Откр. 19:11-16):
«Сошло с небес от царственных престолов на средину погибельной земли всемогущее
слово Твое, как грозный воин. Оно несло острый меч – неизменное Твое повеление и,
став, наполнило все смертью: оно касалось неба и ходило по земле» (Премудрость
Соломона 18:15-16).
Христос – главный герой Библии, который призван соединить человека с Богом. В
некотором смысле это и единственный герой, объединяющий всех остальных в своей
личности и постоянно меняющий свое лицо. «Род Его кто изъяснит? Ибо Он отторгнут от
1
Стр.1