Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634938)
Контекстум
Руконтекст антиплагиат система

Неизданный доклад Г.Чулкова “Данте и Пушкин”. Публикация, комментарии, вступительная статья. (80,00 руб.)

0   0
Первый авторМихайлова Мария Викторовна
Издательство[Б.и.]
Страниц7
ID13061
АннотацияРечь Г. Чулкова, произнесенная на торжественном заседании Института Итальянской куль-туры, Всероссийского союза писателей, Общества любителей российской словесности и Академии духовной культуры 14 сентября 1921 года.
Кому рекомендованоДля литературоведов, филологов, любителей русской словесности, широкого круга читателей.
Михайлова, М.В. Неизданный доклад Г.Чулкова “Данте и Пушкин”. Публикация, комментарии, вступительная статья. / М.В. Михайлова .— публикация, комментарии, вступительная статья .— : [Б.и.], 2005 .— 7 с. — URL: https://rucont.ru/efd/13061 (дата обращения: 02.05.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Публикация, предисловие и комментарии М.В.Михайловой Георгий Чулков Дант и Пушкин Речь, произнесенная на торжественном заседании Института Итальянской культуры, Всероссийского союза писателей, Общества любителей российской словесности и Академии духовной культуры 14 сентября 1921 года ОР РГБ. <...> Текст (6 листов) представляет собой машинопись, напечатанную по старой орфографии с рукописными поправками автора. <...> Вставки автора касаются знаков препинания и внесения текстов на итальянском языке. <...> Текст публикуется с учетом современной орфографии и пунктуации. <...> В апреле 1918 г. группой писателей, искусствоведов и художников были предприняты усилия по организации «Института итальянской культуры» в Москве. <...> Предполагалось начать всестороннюю деятельность по изучению русско-итальянских связей, итальянской культуры в целом, что должно было благотворно отразиться на всех областях италианистики, которая в России имела длинную и достойную историю. <...> Началом деятельности Института в мае 1918 г. стал цикл лекций об итальянской культуре. <...> Лекции читались в различных помещениях, и только в 1920 Институт обрел постоянное место жительства. <...> Слушателям, среди которых были не только творческая интеллигенция (писатели, художники, ученые), но и учащаяся молодежь (невысокая плата делала посещение лекций общедоступным), предлагались циклы лекций, читавшихся ведущими специалистами. <...> Ими были прочитаны лекции об итальянской архитектуре, жизни и творчест- 2 ве Рафаэля, Т. <...> Отдельно был оформлен «Флорентийский цикл», в котором рассматривались творчество Данте, восприятие личности поэта его первым биографом Боккаччо, художественная интерпретация идей «Божественной комедии» ее первым иллюстратором Боттичелли. <...> А в 1921 г. началась подготовка к празднованию 600-летия со дня смерти Данте, которая вылилась в проведение «Дантовских <...>
Неизданный_доклад_Г.Чулкова_“Данте_и_Пушкин”._Публикация,_комментарии,_вступительная_статья._.pdf
Публикация, предисловие и комментарии М.В.Михайловой Георгий Чулков Дант и Пушкин Речь, произнесенная на торжественном заседании Института Итальянской культуры, Всероссийского союза писателей, Общества любителей российской словесности и Академии духовной культуры 14 сентября 1921 года ОР РГБ. Ф.371. Карт. 1. Д.7. С. 1-6. Текст (6 листов) представляет собой машинопись, напечатанную по старой орфографии с рукописными поправками автора. На лл. пятна. Вставки автора касаются знаков препинания и внесения текстов на итальянском языке. Заголовок вписан черными чернилами. Текст публикуется с учетом современной орфографии и пунктуации. В апреле 1918 г. группой писателей, искусствоведов и художников были предприняты усилия по организации «Института итальянской культуры» в Москве. Учредителями стали В.Брюсов, К.Бальмонт, Вяч.Иванов, Б.Виппер, Э.Грабарь и др., которые подписали соответствующую декларацию. Предполагалось начать всестороннюю деятельность по изучению русско-итальянских связей, итальянской культуры в целом, что должно было благотворно отразиться на всех областях италианистики, которая в России имела длинную и достойную историю. Началом деятельности Института в мае 1918 г. стал цикл лекций об итальянской культуре. Лекции читались в различных помещениях, и только в 1920 Институт обрел постоянное место жительства. Им стал Второй Московский государственный университет, созданный на базе Высших женских курсов, располагавшихся на М.Пироговской, д.1. Слушателям, среди которых были не только творческая интеллигенция (писатели, художники, ученые), но и учащаяся молодежь (невысокая плата делала посещение лекций общедоступным), предлагались циклы лекций, читавшихся ведущими специалистами. Лекторами стали Б.Грифцов, П.Муратов, А.Дживелегов, В.Сапожникова, М.Хуссид. Ими были прочитаны лекции об итальянской архитектуре, жизни и творчест
Стр.1
2 ве Рафаэля, Т.Тассо, Л.Ариосто. В Институте нередко выступали и приглашенные. Так, с чтением итальянских стихов на одном из вечеров выступил Блок. Отдельно был оформлен «Флорентийский цикл», в котором рассматривались творчество Данте, восприятие личности поэта его первым биографом Боккаччо, художественная интерпретация идей «Божественной комедии» ее первым иллюстратором Боттичелли. А в 1921 г. началась подготовка к празднованию 600-летия со дня смерти Данте, которая вылилась в проведение «Дантовских чтений», длившихся около двух месяцев. Одно из наиболее торжественных заседаний было приурочено к 14 сентября, дню смерти поэта. На нем выступили Б.Грифцов, П.Муратов. Публикуемая ниже речь Г.Чулкова также была произнесена в этот день1. Возможно, что Чулкова к участию в Дантовских торжествах привлек один из учредителей Института. И, вероятнее всего, это был В.Иванов. «Дантовский» код издавно существовал в поэтическом диалоге этих двух деятелей символизма. К В.Иванову в 1919 г. Чулков обратился с стихотворным посланием, в котором были строки, явно навеянные символикой бессмертной дантовской поэмы: ……… И мудрый, как мудрейший змей, Идешь волшебною тропою В страну таинственных теней. Твой мир загадочен и строен, Как песня смерти и любви. И, может быть, лишь ты достоин Увидеть солнце и в крови2. Имя Данте довольно рано становится знаковым для Чулкова. Упоминания о поэте буквально рассыпаны по произведениям этого писателя. И задача исследователя русского символизма собрать и проанализировать причины обращения к этому художнику, эволюцию взглядов Чулкова на его творчество. В связи же с задачей публикации и комментирования предлагаемого текста необходимо указать, что Данте, несомненно, явился для Чулкова тем деятелем культуры, который помог ему освободиться от идеи неприятия мира, которая, конечно, в весьма своеобразном преломлении была положе1 Более подробно о деятельности Института Итальянской культуры можно прочитать: Грифцова М.И. Из воспоминаний об Институте итальянской Культуры в Москве // Дантовские чтения. М., 1979. 2 См. Чулков Георгий. Стихотворения. М., 1922.
Стр.2