Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634938)
Контекстум
Руконтекст антиплагиат система

Воспоминания К.Г.Паустовского о начале ХХ века: текст и контекст. Статья (80,00 руб.)

0   0
Первый авторМихайлова Мария Викторовна
Издательство[Б.и.]
Страниц10
ID13059
АннотацияВоспоминания К.Г. Паустовского, с которых он начал свою жизнь в Тарусе, можно отнести к бесконечно ценным свидетельствам о пройденном пути, о прожитом и пережитом.
Кому рекомендованоДля литературоведов, филологов, любителей русской словесности, широкого круга читателей.
Михайлова, М.В. Воспоминания К.Г.Паустовского о начале ХХ века: текст и контекст. Статья / М.В. Михайлова .— статья .— : [Б.и.], 2002 .— 10 с. — URL: https://rucont.ru/efd/13059 (дата обращения: 02.05.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

М.В. Михайлова Воспоминания К.Г. Паустовского о начале ХХ века: текст и контекст За последнее десятилетие появилось практически неисчислимое количество воспоминаний, в которых так или иначе воспроизводится общественная и историко-культурная ситуация начала ХХ века. <...> В Советской России к 90-м годам ХХ века уже практически некому было вспоминать. <...> К таким бесконечно ценным свидетельствам можно отнести воспоминания К.Г.Паустовского, с которых он начал свою жизнь в Тарусе. <...> «Начало неведомого века» – третья часть «Повести о жизни» – была написана в 1956 г. и самим своим названием отсылала читателей к уже порядком забытым воспоминаниям «Начало века» А. <...> Так Паустовский перебрасывал мостик к самому ценному достоянию русской культуры Серебряного века – символизму. <...> Именно третья книга «Повести о жизни» обещала быть самой сложной в отношении интерпретации описываемых событий, поскольку касалась не просто детских впечатлений, которые отразились в первых двух частях, а сознательному периоду формирования личности автора, совпавшему с крупнейшими историческими событиями в судьбе родины. <...> Это в первую очередь касалось портретов политиков. <...> Но при этом был не просто скрягой коллекционером, а поэтом книги, прочитавшим однажды такой информативности доклад об истории книги, что Паустовский после этого надолго «заболел» Востоком. <...> Такие же яркие зарисовки оставил он о выступлениях приезжавших в Россию политиков – французском министре Альбере Тома и бельгийском социалисте Вандервельде, с большим недоверием встреченных солдатской массой. <...> Но, наверное, едва ли не самым ценным можно считать попытку осознания объективной роли в революции А.Ф.Керенского. « … я понял, - написал в мемуарах Паустовский, - что Керенский был просто больным человеком с большой долей «достоевщины», актером, поверившим в свое высокое мессианское назначение и несущимся очертя голову в пропасть. <...> Он был, по-видимому, честен в своих взвинченных <...>
Воспоминания_К.Г.Паустовского_о_начале_ХХ_века_текст_и_контекст._Статья_.pdf
М.В. Михайлова Воспоминания К.Г. Паустовского о начале ХХ века: текст и контекст За последнее десятилетие появилось практически неисчислимое количество воспоминаний, в которых так или иначе воспроизводится общественная и историко-культурная ситуация начала ХХ века. Но, странное дело, большинство из опубликованных – это мемуары тех, кто в свое время оказался в эмиграции и именно оттуда бросали ретроспективный взгляд на прошлое. В Советской России к 90-м годам ХХ века уже практически некому было вспоминать. Те, кто остался на родине, опубликовали сохранившееся в памяти, а, вернее, то, что разрешили сохранить и обнародовать, ранее. И, естественно, под тем углом зрения, который позволял высвечивать все то, что предшествовало и содействовало революции 1917 г., т.е. в соответствии с определенной идеологической схемой. Единственное, может быть, исключение - это мемуары А.Белого, Г.Чулкова, В.Пяста о литературной атмосфере Серебряного века, которые успели увидеть свет еще в начале 1930-х гг., до наступления жесткого идеологического прессинга. Но и они тоже грешат излишней «прозорливостью» по части усмотрения в символизме порочных тенденций (А.Белый) или преувеличением собственного «революционного» пыла (Чулков). И вполне понятно, что на ярком фоне воспоминаний З.Гиппиус, И.Одоевцевой, Н.Берберовой, П.Пильского, Дона-Аминадо потускнели, а, порою, и совсем забылись те воспоминания, из которых читатель даже в советские годы узнавал хотя бы частицу правды о пройденном пути, о прожитом и пережитом. К таким бесконечно ценным свидетельствам можно отнести воспоминания К.Г.Паустовского, с которых он начал свою жизнь в Тарусе. «Начало неведомого века» – третья часть «Повести о жизни» – была написана в 1956 г. и самим своим названием отсылала читателей к уже порядком забытым воспоминаниям «Начало века» А.Белого, который так и не смог стать «своим» для советских чиновников от литературы, в связи с чем и его мемуаристика не пользовалась доверием. Так Паустовский перебрасывал мостик к самому ценному достоянию русской культуры Серебряного века – символизму. Именно третья книга «Повести о жизни» обещала быть самой сложной в отношении интерпретации описываемых событий, поскольку касалась не просто детских впечатлений, которые отразились в первых двух частях, а сознательному периоду формирования личности автора, совпавшему с крупнейшими историческими событиями в судьбе родины. Здесь, как когда-то в 1920-м году, в Одесском порту, с особенной остротой встала перед Паустовским проблема вы1
Стр.1
2 бора, поскольку необходимо было соблюсти нужную пропорцию: попытаться донести правду и сделать так, чтобы написанное все же увидело свет. Это в первую очередь касалось портретов политиков. Но прежде чем оценить вклад Паустовского в портретную галерею исторических деятелей, отметим, какой кладезь наблюдений содержит его «миниистория» русской журналистики. Может быть, к этой части мемуаров особенно применим завет писателя о «прибавлении» человеку «зоркости», как одной из основных задач творчества. Но при этом следует помнить, что в целом мемуары - не «первый взгляд» хроникера, пишущего по «свежим следам», а «взгляд второй – пристальный, изучающий, вооруженный знанием», обнаруживающий «бездонную мглу загадок и необыкновенности»1, взгляд отстоявшийся и уже поэтому претендующий на итоговое знание. К сожалению, я не помню ни одной отсылки к этой портретной галерее в научной литературе. И это при том, что журналистика и журналисты – это самое эфемерное, неустойчивое, почти не отражающееся в истории культуры явление. Поистине газетная сенсация живет один день - и кто помнит ее создателя! А ведь, пожалуй, только из воспоминаний Паустовского можно узнать о посетителях кафе журналистов в Столешниковом переулке, об известном книголюбе Щелкунове, который не чурался едва ли не воровства понравившейся ему книжной продукции. Но при этом был не просто скрягой коллекционером, а поэтом книги, прочитавшим однажды такой информативности доклад об истории книги, что Паустовский после этого надолго «заболел» Востоком. Эту «болезнь» всячески поддерживал другой журналист, знаток восточной культуры и философии, познакомивший Паустовского с учением бабаистов, Розовский. И очень пророчески звучат слова знатока ислама о «черном стремительном самуме» (С. 619), готовом обрушиться на мир европейской цивилизации, если будет объявлена священная война. Замечательные случаи, связанные с председателем «Общества любителей канареечного пения» репортером Савельевым или «королем сенсаций» Леонидовым, благодаря Паустовскому никогда не канут в Лету. Такие же яркие зарисовки оставил он о выступлениях приезжавших в Россию политиков – французском министре Альбере Тома и бельгийском социалисте Вандервельде, с большим недоверием встреченных солдатской массой. Но, наверное, едва ли не самым ценным можно считать попытку осознания объективной роли в революции А.Ф.Керенского. « … я понял, - написал в мемуарах Паустовский, - что Керенский был просто больным человеком с большой долей «достоевщины», актером, поверившим в свое высокое мессианское назначение и несущимся очертя голову в пропасть. Он был, по-видимому, честен в своих взвинченных убеждениях, в своей приверженности к России, - этот истерик, вынесенный, как легкая стружка, на гребень первой революционной волны»2. Сегодня в этой характеристике не видится ничего удивительного. Скорее даже обращаешь внимание на
Стр.2