Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 635043)
Контекстум
Руконтекст антиплагиат система

«… непререкаема – только поэзия». О творчестве И. Новикова (80,00 руб.)

0   0
Первый авторМихайлова Мария Викторовна
Издательство[Б.и.]
Страниц14
ID13050
АннотацияЗамечательный прозаик, интересный драматург, до сего времени не оцененный по достоинству, поэт Иван Алексеевич Новиков (1877-1959) принадлежит к тому же типу художников, что Бунин и Набоков, которые одинаково свободно чувствовали себя, создавая и прозаические, и стихотворные произведения.
Кому рекомендованоДля литературоведов, филологов, любителей русской словесности, широкого круга читателей.
Михайлова, М.В. «… непререкаема – только поэзия». О творчестве И. Новикова / М.В. Михайлова .— статья .— : [Б.и.], 2006 .— 14 с. — URL: https://rucont.ru/efd/13050 (дата обращения: 03.05.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

РАЕН «… непререкаема - только поэзия»1 Замечательный прозаик, интересный драматург, до сего времени не оцененный по достоинству, поэт Иван Алексеевич Новиков (1877-1959) принадлежит к тому же типу художников, что Бунин и Набоков, которые одинаково свободно чувствовали себя, создавая и прозаические, и стихотворные произведения. <...> Чем бы Новиков ни занимался, первостепенным для него всегда были не сюжет, не действие, даже не характеры, а художественное мировидение и претворение материала в «иную», высшую, созданную воображением реальность. <...> Поэтическую основу своей прозы осознавал и сам писатель, напоминая о том, что «поэзия почиет и в сложно-уравновешенной поступи прозы» и ее «можно и должно» отличать от «стиха»2 лишь в прямом смысле этого слова. <...> А о стихах он писал, что они «сопутствовали всей его жизни, начиная с детских лет», в них просто более концентрировано воплощалось его «поэтическое восприятие природы и человеческих чувств, раздумья над жизнью и над творческим миром художника»3. <...> И уже тогда возник сложный, богатый, полный аллюзий, подтекста и реминисценций самобытный поэтический мир, родился поэт, чье идейное и эстетическое своеобразие расширяет наше пред- 1 РГАЛИ. <...> Летопись жизни и творчества И.А.Новикова // И.А.Новиков в кругу писателейсовременников. <...> Художник становился как бы зеркалом, в котором отражаются все «другие», дружно заявляющие о своем желании явить миру собственную «формулу жизни». <...> И «формула жизни» - своя и чужая - находила свое наиболее адекватное воплощение в поэзии, которая, по убеждению Новикова, «есть кратчайшее расстояние между сердцем поэта и сердцем читателя»5. <...> Под знаком поэзии прошли дореволюционное десятилетие, двадцатые годы (тогда он писал в основном для детей) и последние годы жизни писателя, когда вышла его итоговая книга стихов «Под родным небом» (М., 1956). <...> Но в нее поэт включил лишь одно стихотворение из своих дореволюционных лирических сборников «Духу Святому <...>
«…_непререкаема_–_только_поэзия»._О_творчестве_И._Новикова.pdf
М.В. Михайлова, доктор филологических наук, чл.-корр. РАЕН «… непререкаема - только поэзия»1 Замечательный прозаик, интересный драматург, до сего времени не оцененный по достоинству, поэт Иван Алексеевич Новиков (1877-1959) принадлежит к тому же типу художников, что Бунин и Набоков, которые одинаково свободно чувствовали себя, создавая и прозаические, и стихотворные произведения. Вернее даже сказать, что поэзия для них была своего рода «прародиной», становящейся истоком всех их свершений. Чем бы Новиков ни занимался, первостепенным для него всегда были не сюжет, не действие, даже не характеры, а художественное мировидение и претворение материала в «иную», высшую, созданную воображением реальность. Но «natura naturata» (природа сотворенная) у Новикова никогда не вступает в оппозицию к «natura naturans» (природе творящей), а всегда находится с нею в тесном взаимодействии, вырастает из нее. И все же Новиков-повествователь, рассказывающий «истории», обычно отходит на второй план, уступая место поэту и живописцу. Поэтическую основу своей прозы осознавал и сам писатель, напоминая о том, что «поэзия почиет и в сложно-уравновешенной поступи прозы» и ее «можно и должно» отличать от «стиха»2 лишь в прямом смысле этого слова. А о стихах он писал, что они «сопутствовали всей его жизни, начиная с детских лет», в них просто более концентрировано воплощалось его «поэтическое восприятие природы и человеческих чувств, раздумья над жизнью и над творческим миром художника»3. Но Новиков-поэт практически неизвестен сегодняшнему читателю – последняя его поэтическая книга вышла 50 лет тому назад. И совсем неизвестны его первые стихи. Получить же представление о развитии поэтического таланта этого оригинального лирика можно, только познакомившись с ранним периодом его творчества. Именно тогда оформились его художественные принципы, созрели многие замыслы, он осознал себя как религиозный мыслитель. И уже тогда возник сложный, богатый, полный аллюзий, подтекста и реминисценций самобытный поэтический мир, родился поэт, чье идейное и эстетическое своеобразие расширяет наше пред1 РГАЛИ. Ф.343. Оп.4. Ед.хр. 216. Л. 26 («Мысли о прозе»). С незначительными изменениями под заголовком «О прозе» статья была напечатана: Понедельник Власти народа. 1918. 25 февраля /12 марта. 2 Там же. 3 Цит. по: Маричева Л.М. Летопись жизни и творчества И.А.Новикова // И.А.Новиков в кругу писателейсовременников. Сб. научных статей, посвященный 125-летию со дня рождения И.А.Новикова. Орел-Мценск, С. 21.
Стр.1