Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634942)
Контекстум
Руконтекст антиплагиат система

Символика сада в прозе И.А.Новикова (80,00 руб.)

0   0
Первый авторМихайлова Мария Викторовна
Издательство[Б.и.]
Страниц3
ID13047
АннотацияРассказ «Сад» написан И.А.Новиковым в декабре 1918 года, когда писатель находился в Москве и пытался «встроиться» в новую жизнь. В нем автор обращается к одному из традиционнейших мотивов литературы начала ХХ века – мотиву сада.
Кому рекомендованоДля литературоведов, филологов, любителей русской словесности, широкого круга читателей.
Михайлова, М.В. Символика сада в прозе И.А.Новикова / М.В. Михайлова .— статья .— : [Б.и.], 2007 .— 3 с. — URL: https://rucont.ru/efd/13047 (дата обращения: 03.05.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

М.В.Ломоносова Символика сада в прозе И.А.Новикова Рассказ «Сад» написан И.А.Новиковым в декабре 1918 года, когда писатель находился в Москве и пытался «встроиться» в новую жизнь. <...> В нем автор обращается к одному из традиционнейших мотивов литературы начала ХХ века – мотиву сада. <...> Но его сад – это не великолепие природы, не буйство красок, а нечто, сотворенное человеком буквально из ничего. <...> Всего за несколько месяцев из ямы, в которой десятилетиями копились мусор и грязь, возникает рукотворное чудо. <...> Но для повествователя (а рассказ ведется от первого лица) – это невероятная «роскошь», потому что он ощущает этот «кусочек тепленькой грязи» своей «малой землей»1, пристанищем, без которого неуютно, просто невозможно пребывать в мире, когда все вокруг – разрушено, повержено, исковеркано (действие происходит сразу после событий 1917 года)! <...> Но сад – это еще и «двойник» героя: как и он, еле удерживаемый на плаву, приникла к стенке подвала «горбатая в корне полынь». <...> Сад – это его душа, в светлую минуту оборачивающаяся «тихим», «воздушным» озером, над которым вырастает цветущий сад. <...> Герой исповеди-молитвы (а жанровая природа «Сада» покоится на этой двуединой основе, подсвеченной сказовой интонацией), родившийся лет за 30-35 до революции 1917 года, по природе созерцатель, книгочей, совсем непохож на своих многочисленных шумных братьев и сестер, на своих родителей – кузнеца и прачку. <...> Перед нами его рассказ о пережитом и сокровенном, прерываемый обращениями, подразумевающими в качестве слушателя Верховное Божество; красноречивое подтверждение тому слова: «О, научи меня бескорыстию жертвы, решимости в поступи… <...> В такую форму выливается предчувствие великих бедствий и 1 Новиков И.А. <...> Однако он даже свое несчастье – безответную и безнадежную любовь - воспринимает как величайшую радость жизни, как Божью благодать, ниспосланную ему свыше. <...> В этом – он прямой наследник Ивана Северьяныча Флягина из «Очарованного странника <...>
Символика_сада_в_прозе_И.А.Новикова_.pdf
М.В. Михайлова, Московский государственный университет им. М.В.Ломоносова Символика сада в прозе И.А.Новикова Рассказ «Сад» написан И.А.Новиковым в декабре 1918 года, когда писатель находился в Москве и пытался «встроиться» в новую жизнь. В нем автор обращается к одному из традиционнейших мотивов литературы начала ХХ века – мотиву сада. Но его сад – это не великолепие природы, не буйство красок, а нечто, сотворенное человеком буквально из ничего. Всего за несколько месяцев из ямы, в которой десятилетиями копились мусор и грязь, возникает рукотворное чудо. Все здесь - крохотное, почти игрушечное: тощий подсолнух, немножко птичьей гречки, несколько кустиков щавеля, былинки ромашек … Язык не повернется назвать это соседство растений – садом. Но для повествователя (а рассказ ведется от первого лица) – это невероятная «роскошь», потому что он ощущает этот «кусочек тепленькой грязи» своей «малой землей»1, пристанищем, без которого неуютно, просто невозможно пребывать в мире, когда все вокруг – разрушено, повержено, исковеркано (действие происходит сразу после событий 1917 года)! Но сад – это еще и «двойник» героя: как и он, еле удерживаемый на плаву, приникла к стенке подвала «горбатая в корне полынь». Сад – это его душа, в светлую минуту оборачивающаяся «тихим», «воздушным» озером, над которым вырастает цветущий сад. И сад это – мечта о той жизни, которая – рассказчик свято верит в это – «некогда придет и совершится». Герой исповеди-молитвы (а жанровая природа «Сада» покоится на этой двуединой основе, подсвеченной сказовой интонацией), родившийся лет за 30-35 до революции 1917 года, по природе созерцатель, книгочей, совсем непохож на своих многочисленных шумных братьев и сестер, на своих родителей – кузнеца и прачку. Перед нами его рассказ о пережитом и сокровенном, прерываемый обращениями, подразумевающими в качестве слушателя Верховное Божество; красноречивое подтверждение тому слова: «О, научи меня бескорыстию жертвы, решимости в поступи…» (С. 366). На него часто «накатывает» тоска, злость, обида. В такую форму выливается предчувствие великих бедствий и 1 Новиков И.А. Возлюбленная – земля. М. 1989. С. 363. Далее цитаты приводятся по этому изданию в тексте с указанием страницы в скобках.
Стр.1