М.В.Ломоносова
Символика сада в прозе И.А.Новикова
Рассказ «Сад» написан И.А.Новиковым в декабре 1918 года, когда писатель
находился в Москве и пытался «встроиться» в новую жизнь. <...> В нем автор обращается к
одному из традиционнейших мотивов литературы начала ХХ века – мотиву сада. <...> Но его
сад – это не великолепие природы, не буйство красок, а нечто, сотворенное человеком
буквально из ничего. <...> Всего за несколько месяцев из ямы, в которой десятилетиями
копились мусор и грязь, возникает рукотворное чудо. <...> Но для
повествователя (а рассказ ведется от первого лица) – это невероятная «роскошь», потому
что он ощущает этот «кусочек тепленькой грязи» своей «малой землей»1, пристанищем,
без которого неуютно, просто невозможно пребывать в мире, когда все вокруг –
разрушено, повержено, исковеркано (действие происходит сразу после событий 1917
года)! <...> Но сад – это еще и «двойник» героя: как и он, еле удерживаемый на плаву,
приникла к стенке подвала «горбатая в корне полынь». <...> Сад – это его душа, в светлую
минуту оборачивающаяся «тихим», «воздушным» озером, над которым вырастает
цветущий сад. <...> Герой исповеди-молитвы (а жанровая природа «Сада» покоится на этой двуединой
основе, подсвеченной сказовой интонацией), родившийся лет за 30-35 до революции 1917
года, по природе созерцатель, книгочей, совсем непохож на своих многочисленных
шумных братьев и сестер, на своих родителей – кузнеца и прачку. <...> Перед нами его рассказ
о пережитом и сокровенном, прерываемый обращениями, подразумевающими в качестве
слушателя Верховное Божество; красноречивое подтверждение тому слова: «О, научи
меня бескорыстию жертвы, решимости в поступи… <...> В такую форму выливается предчувствие великих бедствий и
1
Новиков И.А. <...> Однако он даже
свое несчастье – безответную и безнадежную любовь - воспринимает как величайшую
радость жизни, как Божью благодать, ниспосланную ему свыше. <...> В этом – он прямой
наследник Ивана Северьяныча Флягина из «Очарованного странника <...>
Символика_сада_в_прозе_И.А.Новикова_.pdf
М.В. Михайлова,
Московский государственный университет
им. М.В.Ломоносова
Символика сада в прозе И.А.Новикова
Рассказ «Сад» написан И.А.Новиковым в декабре 1918 года, когда писатель
находился в Москве и пытался «встроиться» в новую жизнь. В нем автор обращается к
одному из традиционнейших мотивов литературы начала ХХ века – мотиву сада. Но его
сад – это не великолепие природы, не буйство красок, а нечто, сотворенное человеком
буквально из ничего. Всего за несколько месяцев из ямы, в которой десятилетиями
копились мусор и грязь, возникает рукотворное чудо. Все здесь - крохотное, почти
игрушечное: тощий подсолнух, немножко птичьей гречки, несколько кустиков щавеля,
былинки ромашек … Язык не повернется назвать это соседство растений – садом. Но для
повествователя (а рассказ ведется от первого лица) – это невероятная «роскошь», потому
что он ощущает этот «кусочек тепленькой грязи» своей «малой землей»1, пристанищем,
без которого неуютно, просто невозможно пребывать в мире, когда все вокруг –
разрушено, повержено, исковеркано (действие происходит сразу после событий 1917
года)! Но сад – это еще и «двойник» героя: как и он, еле удерживаемый на плаву,
приникла к стенке подвала «горбатая в корне полынь». Сад – это его душа, в светлую
минуту оборачивающаяся «тихим», «воздушным» озером, над которым вырастает
цветущий сад. И сад это – мечта о той жизни, которая – рассказчик свято верит в это –
«некогда придет и совершится».
Герой исповеди-молитвы (а жанровая природа «Сада» покоится на этой двуединой
основе, подсвеченной сказовой интонацией), родившийся лет за 30-35 до революции 1917
года, по природе созерцатель, книгочей, совсем непохож на своих многочисленных
шумных братьев и сестер, на своих родителей – кузнеца и прачку. Перед нами его рассказ
о пережитом и сокровенном, прерываемый обращениями, подразумевающими в качестве
слушателя Верховное Божество; красноречивое подтверждение тому слова: «О, научи
меня бескорыстию жертвы, решимости в поступи…» (С. 366). На него часто «накатывает»
тоска, злость, обида. В такую форму выливается предчувствие великих бедствий и
1 Новиков И.А. Возлюбленная – земля. М. 1989. С. 363. Далее цитаты приводятся по этому изданию в тексте
с указанием страницы в скобках.
Стр.1