М.В.Михайлова
Символика пьесы А.Н. Островского «Лес» как
смыслообразующий элемент
в ранней прозе Николая Никандрова («Лес», 1916)
Казалось бы, странно выискивать соответствия и традиции А.Н.Островского в
творчестве писателя, никогда, судя по оставшимся документам и свидетельствам,
имя драматурга не упоминавшего, не оставившего после себя ни одного драматического произведения (правда, имеются сведения, что среди первых его произведений
были и пьесы, однако они не сохранились). <...> К тому же писатель, о котором пойдет
речь, Николай Никандрович Никандров (наст. фамилия Шевцов; 1878-1964), яркий,
интересный, но почти забытый художник1, чей творческий путь начался в 1900-е
годы и продолжался вплоть до второй половины 30-х годов, который, по убеждению Куприна, являлся одним из самых заметных среди молодых прозаиков России,
чьи первые шаги в литературе высоко оценил М. Горький <...> Поэтому-то всю жизнь Никандров и открещивался от подозрений в начитанности, в знании литературных произведений, уверяя, что «книг …
никогда не читал»3. <...> О том, что это было своеобразной уловкой, свидетельствуют строки его писем, в которых он демонстрирует превосходную ориентированность в современной
ему литературе, упоминает имена С.Пшибышевского <...> Недаром, как только он попробовал чуть изменить
своей «грубой» манере письма, как со стороны критиков сразу же послышался окрик: «Нам, нашей жизни, нашей душе … нужны «лохматые» и «свои собственные»
писатели. <...> А не гладко причесанные, «как все», корректные бухгалтеры в модных и
пошлых котелках, каких и без того так много в литературе нашей»5. <...> Однако именно в этом рассказе мы можем найти элементы использования
мотивной структуры пьесы А.Н.Островского «Лес», вернее, то понимание искусства, которое определяет звучание этой комедии. <...> «Искусство» заключает собой сборник Никандрова «Береговой ветер» (М.,
1915), а рассказ «Лес» открывает вышедший годом позже одноименный сборник. <...> Таким образом, оба эти рассказа <...>
Символика_пьесы_А.Н.Островского_«Лес»_как_смыслообразующий_элемент_в_ранней_прозе_Николая_Никандрова.pdf
М.В.Михайлова
Символика пьесы А.Н. Островского «Лес» как
смыслообразующий элемент
в ранней прозе Николая Никандрова («Лес», 1916)
Казалось бы, странно выискивать соответствия и традиции А.Н.Островского в
творчестве писателя, никогда, судя по оставшимся документам и свидетельствам,
имя драматурга не упоминавшего, не оставившего после себя ни одного драматического
произведения (правда, имеются сведения, что среди первых его произведений
были и пьесы, однако они не сохранились). К тому же писатель, о котором пойдет
речь, Николай Никандрович Никандров (наст. фамилия Шевцов; 1878-1964), яркий,
интересный, но почти забытый художник1, чей творческий путь начался в 1900-е
годы и продолжался вплоть до второй половины 30-х годов, который, по убеждению
Куприна, являлся одним из самых заметных среди молодых прозаиков России,
чьи первые шаги в литературе высоко оценил М. Горький, вообще позиционировал
себя как «неотесанного», «лохматого», малообразованного человека, явившегося в
литературу прямо с улицы. Уже отмечалось мною, что созданный им при вступлении
в литературу «имидж» (выбранный, надо заметить, после долгих проб и раздумий)
как нельзя более соответствовал потребности литературы в «чумазых», т.е.
тех, кто вышел из «низов», а – следовательно – знает о подлинной жизни не понаслышке
и не из книг2. Поэтому-то всю жизнь Никандров и открещивался от подозрений
в начитанности, в знании литературных произведений, уверяя, что «книг …
никогда не читал»3. Особенно он любил напоминать, как безмерно тяготился, когда
практически открывший и всемерно поддерживавший его А.И.Куприн с упоением
начинал цитировать наизусть отрывки из Толстого, Чехова, Гамсуна, постоянно
спрашивая при этом, не помнит ли он какую-нибудь строчку из вышеназванных авторов.
О том, что это было своеобразной уловкой, свидетельствуют строки его писем,
в которых он демонстрирует превосходную ориентированность в современной
ему литературе, упоминает имена С.Пшибышевского, К.Бальмонта, Л.Андреева,
Б.Зайцева, П.Альтенберга и др.4. Знакомство же его с классикой, по-видимому, со
Стр.1
2
стоялось еще во время учебы в Севастопольском реальном училище, а потом и в
высших учебных заведениях Москвы и Петербурга (Императорское училище путей
сообщения и Лесной институт). Трудно поверить в его «неосведомленность» относительно
выдающихся произведений литературы, поскольку немногих из обращавшихся
к нему Л.Н.Толстой приглашал для личной беседы. А со студентом Шевцовым
такая беседа состоялась и именно потому, что его письмо поразило знаменитого
писателя взвешенностью и оригинальностью суждений, собственным взглядом
на роль искусства в жизни людей. Толстой тогда посоветовал юноше оставить занятия
и начать изучать жизнь, что тот и сделал, избрав профессию народного учителя
(он преподавал в школах и училищах Саратовской и Пермской губерний, а в Гомеле
даже какое-то время являлся директором гимназии!), которая, несомненно, предполагала
не просто знакомство, а хорошее знание многих гуманитарных областей.
Кстати, эта профессия помогала ему, нередко жившему по подложным паспортам
(«по совместительству» Никандров являлся еще и профессиональным революционером,
членом партии эсеров) скрываться, часто меняя места работы, от полиции.
Все вышесказанное призвано подтвердить мысль, что версия о необразованности
Никандрова скорее «миф», который очень удачно корреспондировал с литературной
атмосферой времени. Недаром, как только он попробовал чуть изменить
своей «грубой» манере письма, как со стороны критиков сразу же послышался окрик:
«Нам, нашей жизни, нашей душе … нужны «лохматые» и «свои собственные»
писатели. А не гладко причесанные, «как все», корректные бухгалтеры в модных и
пошлых котелках, каких и без того так много в литературе нашей»5. Любопытнее
всего, что приведенные слова были сказаны по поводу его рассказа «Искусство»,
который автор приведенной цитаты расценил как поверхностно «поучительный» и
«тенденциозный», а другой критик – воспринял как «наивный и сентиментальный»6.
Однако именно в этом рассказе мы можем найти элементы использования
мотивной структуры пьесы А.Н.Островского «Лес», вернее, то понимание искусства,
которое определяет звучание этой комедии.
Стр.2