Я Брюсова
(опыт предисловия к неизданной книге1)
Слова, вынесенные в заголовок, на самом деле звучат несколько иначе. <...> Однако на всю прозу выдающегося
представителя русской литературы Серебряного века, зачинателя символистского
движения, неожиданного поэта, одного из ярких преобразователей русского стиха
и сторонника «научной поэзии», яростного декадента, запомнившегося современникам по портрету М.Врубеля <...> До сих пор существует слой людей – и критиков, и читателей, - которые
считают, что все, что ни делал Брюсов, было мертворожденным, чисто механическим, предельно расчетливым искусством. <...> Он, абсолютно рациональный человек, по твердому убеждению тех, кто не принимает и не понимает его творчества,
вместо сердца имел кусок льда и поэтому был лишен способности чувствовать и
изображать живых людей. <...> Его склад ума называли математическим, а самого упрекали в излишней сконструированности, рассчитанной выверенности сюжетных
построений, логической ясности замысла, взвешенности итоговых суждений. <...> Но
поклонники и почитатели Брюсова восхищены именно этими элементами его прозы, которые - будучи принципиально нехарактерны для русского писателя, всегда
переполненного желанием донести до читателя лирический порыв своей души,
явить ему свой образ мыслей и чувств, объяснить, помочь, научить, направить включали русскую литературу в контекст литературы мировой … <...> Да, Брюсов стоит у истоков русской прозы, если так можно выразиться, «западного образца», той, где лик автора несколько затенен, а его голос лишь угадывается в хоре голосов персонажей, где на первый план выступают фабула, дейст-
Copyright ОАО «ЦКБ «БИБКОМ» & ООО «Aгентство Kнига-Cервис»
2
вие, исключительность ситуаций. <...> И действительно, прозаические опыты Брюсоваюноши проходили под прямым воздействием чтения М. Рида <...> Его поразила отточенность мастерства создателей эстетизированной прозы рубежа веков – Уайльда, А. де Ренье, <...> и Г.Сенкевича, но обогащенными <...>
«Странная,_поразительная,_магическая_проза»_В.Я.Брюсова_(опыт_предисловия_к_неизданной_книге).pdf
М.В.Михайлова
Странная, поразительная, магическая проза В.Я Брюсова
(опыт предисловия к неизданной книге1)
Слова, вынесенные в заголовок, на самом деле звучат несколько иначе.
«Странной, поразительной, магической книгой» назвал А.Блок сборник рассказов
В.Я.Брюсова (1873-1924) «Земная ось» (1907). Однако на всю прозу выдающегося
представителя русской литературы Серебряного века, зачинателя символистского
движения, неожиданного поэта, одного из ярких преобразователей русского стиха
и сторонника «научной поэзии», яростного декадента, запомнившегося современникам
по портрету М.Врубеля – с устремленным в грядущее взором, в застегнутом
наглухо сюртуке, со скрещенными на груди руками – такой взгляд распространят
немногие.
До сих пор существует слой людей – и критиков, и читателей, - которые
считают, что все, что ни делал Брюсов, было мертворожденным, чисто механическим,
предельно расчетливым искусством. Он, абсолютно рациональный человек,
по твердому убеждению тех, кто не принимает и не понимает его творчества,
вместо сердца имел кусок льда и поэтому был лишен способности чувствовать и
изображать живых людей. Его склад ума называли математическим, а самого упрекали
в излишней сконструированности, рассчитанной выверенности сюжетных
построений, логической ясности замысла, взвешенности итоговых суждений. Но
поклонники и почитатели Брюсова восхищены именно этими элементами его прозы,
которые - будучи принципиально нехарактерны для русского писателя, всегда
переполненного желанием донести до читателя лирический порыв своей души,
явить ему свой образ мыслей и чувств, объяснить, помочь, научить, направить -
включали русскую литературу в контекст литературы мировой …
Да, Брюсов стоит у истоков русской прозы, если так можно выразиться, «западного
образца», той, где лик автора несколько затенен, а его голос лишь угадывается
в хоре голосов персонажей, где на первый план выступают фабула, дейст
Стр.1