М.В. МИХАЙЛОВА
И.А. НОВИКОВ: ГРАНИ ТВОРЧЕСТВА
В помощь учителю
ГЛАВА II
И ГЛУБЬ ВСЕХ ВРЕМЕН, И ШИРОТА ВСЕХ ПРОСТРАНСТВ
(ПРОЗА)
Неотвратимость перемен
Чтобы понять, с каким багажом подошел И.А. Новиков к слому эпох, как многие для
себя обозначали рубеж 1917 года, необходимо сделать небольшой экскурс в прошлое и
посмотреть, с чего начинал писатель. Первые его произведения, еще очень несовершенные в
художественном плане, уже заключали в себе тот комплекс идей, которые будут развиты и
приумножены впоследствии. Это и «вечные темы» искусства – смерть, любовь, творчество, но
и обретение своего места в мире, преодоление индивидуализма, процесс «вочеловечивания»,
сопровождающийся острым переживания уникальности и неповторимости каждой личности.
Но главный вопрос – о сути жизни. Его задает герой самого важного произведения Новикова
этого периода – повести «Искания», открывавшей его первый одноименный сборник: «…
Уголок своей особенной жизни, маленькой, колеблющейся порывистыми и странными
аккордами, а под ней и над ней глубина бесстрастия, безмолвия и загадочности. Заговорит ли
эта темнота, эта бездна, и что скажет она, и какой у нее голос, и какие слова? Эти мерцающие
огоньки, ищущие осмыслить свой трепет, не погаснут ли они бесследно и скорбно в темной
громаде внежизненного? И так хочется все понять и верить в могучее, светлое, великое… И
каждый раз вновь и перед каждым встает этот вопрос о жизни, о ее сути, о сердцевине, ядре.
Тоненькая, хрупкая, светлая ниточка – жизнь. Зачем ты взялась, зачем? Среди моря черноты ты
такая слабая, сиротливая, одинокая…»1.
Этот сборник - едва ли не полное собрание тех мотивов, которые впоследствии будут не
раз возникать в его произведениях. Главнейшие из них – дорога, поездка на поезде,
флористическая символика, противопоставление прошлого и настоящего, уход в мечту,
целительность прикосновения к природе.
1 Новиков И. Искания. Киев, 1904. С. 6. Далее цитаты приводятся по этому изданию с указанием страницы в
скобках.
Стр.1
2
Повесть «Искания» требует внимательного разбора. Это абсолютно «соловьевский»
текст, свидетельствующий о приобщении писателя к учению русского философа Вл. Соловьева
о всеединстве. Даже странно, что к ней мог благосклонно отнестись М.Горький и даже
проявить желание напечатать ее в сборнике «Знания». Этого не произошло только потому, что
редакция сборников оставляла за собой право самой отбирать произведения авторов, на что
Новиков, скорее всего, не согласился. И все же, осмелимся думать, что Горький не уловил
сложного философского подтекста повести, рассмотрел ее как традиционное повествование о
духовном кризисе человека на этапе вхождения в жизнь, из которого героя выводит
возлюбленная. На самом деле это произведение о высвобождении духа, вызволении воли из
тенет индивидуального существования, о соединении мужского и женского мировых начал,
дающем надежду на обретение «общей мировой правды». Все это облечено в форму
дневниковых записей, где фабульными компонентами становятся не события, не
взаимоотношения героев, не их жизненные столкновения и соприкосновения, а духовные
борения человека. Позже сложным переплетениям противоречивых идей Новиков посвятит
роман, который так и назовет: «Из жизни духа» (1906).
Автором изображен любовный «шестиугольник»: Владимир, его сестра Елена, девушка,
которую он любит, - Нина, Егор, ухаживающий за Еленой, но на какое-то время
соединяющийся с Ниной, и наконец Любовь Николаевна, горячо любящая Владимира, но
находящая в итоге счастье и успокоение с так и не появляющимся на страницах повести Ильей
Петровичем. «Углы» этого шестиугольника освещены неравномерно: что-то остается в тени
(Любовь Николаевна, Егор), что-то видится смутно (Елена). Но на первом плане Владимир,
записывающий свои переживания, и Нина, которую он не выпускает из поля зрения, мысленно
обращаясь к ней. Но их «сближения-расхождения» не так уж и важны. Собственно, и случайное
знакомство героев, и их прерывистое, как дыхание, приближение друг к другу, и неожиданное
духовное слияние в открытом поле под звездным небом, когда Нина обещает герою радостное
обретение в итоге «правды, добра, красоты» и признается, что сама находится только в начале
этих поисков, а вся ее увлеченность делом, помощь людям, умение понять их и позаботиться о
них – всего лишь видимость, - все это нужно для того, чтобы в конце повести нарисовать идеал
всемирного братства, который был найден этими людьми, взыскующими деятельного добра. В
найденном единстве исчезают зависть и ненависть, растворяется эгоизм, отступает ревность, и
человек оказывается способным вместить в себя весь мир.
В ранних вещах все проблемы формулируются в виде страстных монологов, споров,
вопросов, которые герой задает себе и другим. Он постоянно пребывает в состоянии
медитации. Герой ранних произведений с полным правом может быть назван лирическим
Стр.2