Н. Абрамович
Стихийность в молодой поэзии
Оригинал здесь -- http://dugward.ru/library/blok/abramovich_stih.html
Среди разнообразных течений современного модернизма в последнее время настойчиво, упорно
пробивается одно очень характерное, сказавшееся целым рядом лирических сборников. Основная идея
этого литературного течения - стихийность мотивов творчества, поэзия - как голос живой природы, поэт -
как непроизвольное эхо не узкочеловеческой, но общей, беспредельно-космической жизни. В основе
своей это течение ставит любому автору общепоэтическое требование: дать непосредственно, стихийно
бьющий родник творческой впечатлительности, являющейся столь же многоцветным, свежим и ярким,
как мир. Но любопытна уже определившаяся у нас судьба этого течения, приведшая к тому, что
непримиримо враждебно самому понятию стихийности, - к тенденциозности. "Тенденциозная
стихийность" - что может быть дисгармоничнее этого?..
Задача этих строк - показать, как отразилась идея стихийности в лирике наших поэтов.
* * *
Быть Колумбом стихийного элемента в поэзии в наши дни немыслимо уже по одному тому, что от
Анакреона и Гафиза - и до них - жизненным началом лирической, как и всякой другой, поэзии являлась
именно стихийная непроизвольность, безыскусственность творчества, которое жизненно в меру того,
насколько оно продукт не одного сухого труда, но соединенного с ним вдохновения.
Творческая поэзия есть стихийность сама по себе, потому что ведь не сноровка же, не уменье, не
простая сознательность обусловили ту мощь звуков и красок, в которых вылилась яркая и нежная
обнаженность чувства поэта. Не предполагает ли само понятие - талант - непроизвольность, стихийность
его существования и проявления? Отсюда само собой вытекает, что истинная поэзия, раз она не "делана",
а безыскусственна, - всегда стихийна, отражает ли она жизнь океана и водных чудовищ Бёклина или же
является подобной звуку тревожных труб, зовущих массы к восстанию. Не только для пантеистических
гимнов Шелли, но и для строф Барбье и Некрасова нужна та же беспредельная искренность передаваемых
чувств, та же абсолютная сила захвата ими, та же мощная стихийность гражданского вдохновения,
зажигающая сердца и безумно заражающая своей силой.
Но у нас точное понятие, обнимаемое словом стихийность, заменено другим. Стихийной поэзией
называют не ту, в которой творческая выразительность достигла высшей степени, приближая мир души
человеческой к самым границам всеобщности, как видим в созданиях колоссов искусства - Гёте, Шелли,
Пушкина, Байрона, Лермонтова... В отличие от произведений, отражающих в узком смысле то, что Ницше
называет "человеческим, слишком человеческим", условились стихийным называть творчество, чуждое
общественности, замыкающееся в отражениях растительной, девственной жизни свободной природы,
творчество, как бы выходящее за черту "человеческого", проникающее в цельность и ясность мира
природы, чутко прислушивающееся к ее тайне и гармонии.
* * *
Физиономия поэзии Блока яснее определяется его первой книгой "Стихи о Прекрасной Даме".
Мистический эротизм Вл. Соловьева и религиозный пантеизм картин художника Нестерова сливает Ал.
Блок. Бескровная, бледная лирика умиленного аскета, сгорающего небесной страстью к Прекрасной Даме,
чувствующего отблеск ее сияния в тихой красоте вод, и полей, и неба. Ал. Блок, взяв замысел
средневековья, совершенно отошел от его психологических черт, стремясь уловить облик не
средневековой западной Мадонны, а русской, созданной тихой народной религиозностью, Девы Марии,
какой она схвачена на полотне у Нестерова. Как и последний, Ал. Блок сливает мистическое чувство
народной Богоматери с живым ощущением северной природы, на фоне которой, среди узорчатых зеленых
елок и полей клевера, жужжащего пчелами, только и может явиться взору нежный облик Девы Марии.
Стр.1