Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634617)
Контекстум
.

"Николай Златовратский и ""крестьянский мир"""

0   0
Первый авторЗалыгин
Издательство[Б.и.]
Страниц3
ID12965
АннотацияОб авторе (Златовратский Николай Николаевич).
Кому рекомендованоОб авторе
Залыгин, С.П. "Николай Златовратский и ""крестьянский мир""" : Статья / С.П. Залыгин .— : [Б.и.], 1988 .— 3 с. — Критика .— URL: https://rucont.ru/efd/12965 (дата обращения: 20.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

С. П. Залыгин Николай Златовратский и "крестьянский мир" Златовратский Н. Н. <...> М., "Современник", 1988 Составление и примечания Т. А. Полторацкой Вступительная статья С. П. Залыгина OCR Бычков М. Н. <...> Имя Златовратского вошло не только в русскую литературу, но и в русскую действительность конца прошлого, начала нынешнего века в самой тесной связи с темой народничества. <...> Решетников, Глеб Успенский и Златовратский -- вот, пожалуй, те три имени, которые наиболее активно формировали проблему в умах общества того времени. <...> Однако это не значит ни то, что проблема была ими решена, ни то, что она ставилась и решалась ими художественно глубже, чем кем-либо другим. <...> Если уж на то пошло, так Толстой тоже имел к ней непосредственное отношение, и не только он сам по себе, но и толстовство в целом. <...> Однако же для нас представляют несомненный интерес собственно "народники" типа Успенского и Златовратского, поскольку они воплощали эту проблему в том виде, который наиболее точно соответствовал пониманию ее тогдашним обществом. <...> Собственно, народ сам по себе никогда ведь не создавал идеи народничества -- с этой идеей родилась и затем долгие-долгие годы не отступала от нее русская интеллигенция. <...> Не отступала, конечно же, по-разному -- вкладывая в народничество и в само понятие "народ" далеко не одинаковый смысл и даже противоположные политические убеждения, однако же вряд ли можно было назвать русского человека интеллигентом, если ему были чужды интересы народа и его будущее. <...> Кому на Руси жить хорошо?"-- именно в этом аспекте интеллигенция познавала себя, определяла и свое назначение и свои отличия как от народа, так и от власть имущих "верхов". <...> Нравственные каноны, мыслительная деятельность, знания, которые так или иначе приобретал русский интеллигент тех времен, в конечном счете или низводились, или возвышались им до уровня именно этой проблемы -- служения народу, определения народного лица и роли как в настоящем, так ив недалеком и даже в самом <...>
Николай_Златовратский_и_крестьянский_мир.pdf
С. П. Залыгин Николай Златовратский и "крестьянский мир" Златовратский Н. Н. Деревенский король Лир: Повести, рассказы, очерки. М., "Современник", 1988 Составление и примечания Т. А. Полторацкой Вступительная статья С. П. Залыгина OCR Бычков М. Н. Имя Златовратского вошло не только в русскую литературу, но и в русскую действительность конца прошлого, начала нынешнего века в самой тесной связи с темой народничества. Решетников, Глеб Успенский и Златовратский -- вот, пожалуй, те три имени, которые наиболее активно формировали проблему в умах общества того времени. Ну и, может быть, еще Ремизов. Однако это не значит ни то, что проблема была ими решена, ни то, что она ставилась и решалась ими художественно глубже, чем кем-либо другим. Если уж на то пошло, так Толстой тоже имел к ней непосредственное отношение, и не только он сам по себе, но и толстовство в целом. Однако же для нас представляют несомненный интерес собственно "народники" типа Успенского и Златовратского, поскольку они воплощали эту проблему в том виде, который наиболее точно соответствовал пониманию ее тогдашним обществом. Собственно, народ сам по себе никогда ведь не создавал идеи народничества -- с этой идеей родилась и затем долгие-долгие годы не отступала от нее русская интеллигенция. Не отступала, конечно же, по-разному -- вкладывая в народничество и в само понятие "народ" далеко не одинаковый смысл и даже противоположные политические убеждения, однако же вряд ли можно было назвать русского человека интеллигентом, если ему были чужды интересы народа и его будущее. "Кому на Руси жить хорошо?"-- именно в этом аспекте интеллигенция познавала себя, определяла и свое назначение и свои отличия как от народа, так и от власть имущих "верхов". Нравственные каноны, мыслительная деятельность, знания, которые так или иначе приобретал русский интеллигент тех времен, в конечном счете или низводились, или возвышались им до уровня именно этой проблемы -- служения народу, определения народного лица и роли как в настоящем, так ив недалеком и даже в самом отдаленном будущем. И это национальное и общественно-психологическое явление не только не могло не отразиться в литературе, но и во многом сформировало все то, что вошло затем в мировую культуру под именем русской классики XIX века. Конечно, старая истина оставалась в силе и тогда: искусство не может быть втиснуто в лоно хотя бы и самой великой, но одной-единственной проблемы, это -- не в его природе и не в его назначении, а попытки такого рода, откуда бы они ни исходили -- сверху или снизу, справа или слева,-- никогда не приносили лавров ни тем, кто их осуществлял, ни самому искусству, но другой факт налицо: два течения в русской литературе -- классическое и народническое -- оказались погодками; одни у них были родители, одни родственники, одни воспитатели, одна природа. Правда, их качества, судьбы и значение в этой жизни оказались разными. Отчасти отсюда же, из этой родственности, возникает и поддерживается до наших дней интерес к творчеству таких писателей, как Златовратский. Привлекают же нас люди из ближайшего окружения Толстого, Тургенева, Достоевского, Гоголя, Чехова -- нечто подобное происходит и здесь. Николаю Николаевичу Златовратскому (1845--1911), сыну мелкого владимирского чиновника, недоучившемуся и крайне нуждавшемуся студенту, по всем статьям его биографии надлежало бы пойти в революцию, в "Народную волю", в "Черный передел", и, вероятно, только литературные увлечения решили его судьбу иначе, преобразовали его духовный облик на мирный беллетристический, но достаточно непримиримый ко всем инакомыслящим литературным школам и направлениям лад. Не будучи писателем самого высокого полета, Златовратский становится бытописателем -- более или менее обычная для того времени ситуация, в которой пишущий человек становился профессиональным литератором, литератор -- народником, народник -- писателем, писатель -бытописателем и рыцарем своей идеи, рыцарем без страха и упрека. Этот порядок вещей начинался с безвестных корреспондентов безвестных губернских ведомостей и уездных -- с тиражом 300 экземпляров -- газеток, а кончался, должно быть, Глебом Успенским. Это был признанный лидер. Отчасти и сам тому свидетель -- я еще помню интеллигентов, которые полагали, что Глеб
Стр.1