Оригинал здесь - http://www.rulex.ru/01010023.htm
Аблесимов, Александр Онисимович, сатирик и популярный драматург второй половины XVIII
века. Родился в 1742 году, происходил из бедной дворянской семьи, Галичского уезда, Костромской
губернии. Образование А. получил элементарное, не выучившись ни одному иностранному языку. В
1758 году А. поступил на военную службу, которую покинул в чине прапорщика в 1766 году,
определившись в комиссию по составлению проекта нового уложения. В 1770 году А. вновь поступил на
военную службу и был в походе в Грузии, Имеретии и Мингрелии. В 1772 году А. снова оставляет
военную службу с чином капитана и поступает экзекутором в московскую управу благочиния. Умер А. в
1783 году в большой бедности. Литературные наклонности проявились у А. благодаря влиянию
Сумарокова , которому он переписывал сочинения. На литературное поприще А. выступил впервые в
1759 году в издаваемом Сумароковым журнале "Трудолюбивая Пчела" элегией: "Сокрылися мои
дражайшие утехи". Поместив в этом журнале еще несколько мелких эпиграмм, А. долго не появлялся в
печати. Только в 1769 году он выпустил собрание басен, назвав их "Сказками" и посвятив гр. А.П.
Шувалову . В "Сказках" в сильной степени обнаруживается влияние Сумарокова. В 1769 - 70 годах А.
сотрудничал в "Трутне" Новикова , где поместил несколько сатирических произведений - "Былей", без
подписи или же под псевдонимом Азазес Азазесов. В 1769 году А. написал комедию в пяти действиях:
"Подьяческая пирушка". Комедию, вследствие интриг писателя В.И. Лукина , постигла неудача: ее не
удалось ни поставить на сцене, ни напечатать, она так и осталась ненапечатанной, и рукопись ее
потеряна. До конца 70-х годов А. знали только небольшие литературные круги. В 1779 году А. сразу
делается чрезвычайно популярным в самых широких слоях общества. Эту известность дала А.
комическая опера - "Мельник, колдун, обманщик и сват", поставленная первый раз на сцене в Москве, 20
января 1779 года; музыка была составлена из русских песен Соколовским. "Мельник" имел громадный
успех, постоянно ставился в Москве и Петербурге и не сходил с русской сцены до 30-х годов XIX
столетия. Напечатанный впервые в Москве, в 1782 году, "Мельник" появился в 1783 году в "Росс.
Феатре" и выдержал много изданий (последнее -М., 1890, и СПб., 1900). Ободренный успехом
"Мельника", А. вслед за ним написал еще две комические оперы: "Счастье по жребию" (М., 1780) и
"Поход с непременных квартир". Первая несоизмеримо слабее "Мельника", второй рукопись утрачена.
"Счастье по жребию" не имело никакого успеха, и его не удалось поставить на сцене. "Поход с
непременных квартир" был поставлен на сцене, и, по свидетельству "Драматического Словаря" 1787
года, пьеса "была довольно хорошо принята публикой; сочинитель показал в оной пьесе подробно все
солдатские нужды, как искусившийся в сей части". В 1780 году А. выступил с аллегорическим диалогом
"Странники", написанным для открытия Петровского театра в Москве. В 1781 году А., при содействии
Новикова, стал издавать маленький сатирический еженедельный журнал - "Рассказчик забавных басен,
служащих к чтению в скучное время или когда кому делать нечего". А. потратил массу энергии на
журнал, заполняя его почти одними своими произведениями. "Рассказчик" успеха не имел и должен был
прекратиться, просуществовав всего один год. А. - по преимуществу сатирик, но довольно крупной его
заслугой является только "Мельник", где меньше всего сатирического элемента. В сатире А. нет захвата,
силы; дальше обличения мелких общественных пороков он не шел, общественных язв только вскользь
коснулся, хотя по своим воззрениям он должен быть причислен к передовым представителям тогдашней
интеллигенции. Иногда довольно остроумная, сатира А. широкого общественного значения не имела.
Первые сатирические произведения А. - "Сказки" и "Были" - по своему достоинству выше последующих.
Не обладая большим литературным талантом, А. обладал самостоятельностью. Благодаря этому, начав
литературную деятельность в тисках ложно-классицизма, А. уже в первых своих произведениях проявил
элементы народности и реализма. Тяготение к жизни, народности и реализму особенно ярко вылилось в
"Мельнике": здесь изображен крестьянский быт, народные нравы, введен народный язык, много места
уделено народной песне. В "Мельнике", однако, много и подражательности. Многие исследователи
отрицают влияние иностранных образцов на "Мельника" на том основании, что А. не знал иностранных
языков; но, несомненно, на этом произведении сказывается довольно ярко влияние французской
комической оперы. А.Н. Веселовский указывает сходство в общем замысле "Мельника" с "Le Devin du
village" Руссо, замечая, что А. мог быть знаком с этой пьесой в чьей-либо передаче. Русские подражания
французским комическим операм уже были у нас до появления "Мельника". Французская комическая
опера рисовала народ и народную жизнь в сильно разукрашенном виде. То же самое нужно сказать и о
русской комической опере, не исключая и "Мельника". Тем не менее, комические оперы нанесли
серьезный удар ложно-классицизму, и в этом видную роль сыграл "Мельник", вместе с "Деревенским
праздником" В.Майкова , "Несчастьем от кареты" и "Сбитеньщиком" Княжнина , "Анютой" Попова ,
"Розальтом и Любимой" Николева и др. Сочинения А. изданы Смирдиным в 1849 году в одной книге с
сочинениями Кострова . Это издание неполно и небрежно. В полном виде стихотворения А. напечатаны
С.А. Венгеровым в первом томе его "Русской Поэзии" (СПб., 1879) с ценными статьями и примечаниями.
Стр.1