Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634794)
Контекстум
Руконтекст антиплагиат система

Последние новости в кирилло-мефодиевской литературе

0   0
Первый авторВоскресенский Григорий Александрович
Издательство[Б.и.]
Страниц4
ID12595
Аннотация(По поводу брошюр А. Н. Петрова)
Кому рекомендованоКритика и публицистика
Воскресенский, Г.А. Последние новости в кирилло-мефодиевской литературе : Статья / Г.А. Воскресенский .— : [Б.и.], 1894 .— 4 с. — Критика .— URL: https://rucont.ru/efd/12595 (дата обращения: 26.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

А. Н. Петровъ: Пятидесятил&#1123;тіе научной разработки славянскихъ источниковъ для біографіи Кирилла и Ме&#1139;одія (1843--1893). <...> Онъ же: Апокрифическое пророчество царя Соломона о Христ&#1123;, находящееся въ пространномъ житіи св. <...> Каждому сколько-нибудь знакомому съ исторіей христіанскаго просв&#1123;щенія славянскаго племени хорошо изв&#1123;стно то огромное, можно сказать, центральное значеніе, какое им&#1123;етъ въ этой области біографія св. просв&#1123;тителей славянства Кирилла и Ме&#1139;одія: въ самомъ д&#1123;л&#1123; съ жизнеописаніемъ ихъ т&#1123;сно связываются многіе первостепенные вопросы этой исторіи, какъ-то: о характер&#1123; первоначальнаго христіанскаго просв&#1123;щенія и богослуженія y славянъ (латино- или греко-славянскомъ), о начал&#1123; славянской письменности, о происхожденіи и взаимномъ отношеніи двухъ славянскихъ азбукъ -- кирилловской и глаголической, о родин&#1123; или народности употребленнаго ими для письменности языка и т. п. <...> Кирилла и Ме&#1139;одія представляетъ много существенныхъ трудностей. <...> Вотъ н&#1123;сколько прим&#1123;ровъ того, какъ часто и какъ далеко расходятся другъ отъ друга показанія этихъ источниковъ. <...> По однимъ источникамъ Кириллъ и Ме&#1139;одій были греки, по другимъ славяне; по однимъ старшій изъ братьевъ былъ Ме&#1139;одій, по соображенію съ другими Кириллъ. <...> Изобр&#1123;теніе славянской грамоты одни источники приписываютъ Кириллу, другіе Ме&#1139;одію, третьи -- обоимъ, и при семъ самыя свид&#1123;тельства объ этомъ, при своей неопред&#1123;ленности, даютъ <...>
Последние_новости_в_кирилло-мефодиевской_литературе.pdf
Воскресенский Г. A. Последние новости в кирилло-мефодиевской литературе: (По поводу брошюр А. Н. Петрова) // Богословский вестник 1894. Т. 4. No 12. С. 539-547 (2-я пагин.). Scan "Богословский Вестник" OCR Бычков М. Н. Послѣднія новости въ кирилло-меѳодіевской литературѣ. А. Н. Петровъ: Пятидесятилѣтіе научной разработки славянскихъ источниковъ для біографіи Кирилла и Меѳодія (1843--1893). (Посвящается памяти прот. А. В. Горскаго).М. 1894. Онъ же: Спорные вопросы миссіонерской дѣятельности св. Кирилла философа на Востокѣ. Одесса, 1894. Онъ же: Апокрифическое пророчество царя Соломона о Христѣ, находящееся въ пространномъ житіи св. Константина философа, по списку XIII в. СБП. 1894. Каждому сколько-нибудь знакомому съ исторіей христіанскаго просвѣщенія славянскаго племени хорошо извѣстно то огромное, можно сказать, центральное значеніе, какое имѣетъ въ этой области біографія св. просвѣтителей славянства Кирилла и Меѳодія: въ самомъ дѣлѣ съ жизнеописаніемъ ихъ тѣсно связываются многіе первостепенные вопросы этой исторіи, какъ-то: о характерѣ первоначальнаго христіанскаго просвѣщенія и богослуженія y славянъ (латино- или греко-славянскомъ), о началѣ славянской письменности, о происхожденіи и взаимномъ отношеніи двухъ славянскихъ азбукъ -- кирилловской и глаголической, о родинѣ или народности употребленнаго ими для письменности языка и т. п. Вмѣстѣ съ тѣмъ хорошо извѣстно и то, что строго научное изложеніе жизни и дѣятельности св. Кирилла и Меѳодія представляетъ много существенныхъ трудностей. Нельзя сказать, чтобы мало было источниковъ для ихъ біографіи: ихъ довольно -- на славянскомъ, греческомъ и латинскомъ языкахъ. Нельзя сказать и того, чтобы источники эти мало были разрабатываемы наукою. Нѣтъ, кирилло-меѳодіевская литература, особенно за послѣднее время, послѣ юбилеевъ 1862, 1869 и 1885 гг. чрезвычайно разрослась. Но именно источники біографіи св. Кирилла и Меѳодія и представляютъ существенныя затрудненія для изслѣдователя, благодаря крайнему разнорѣчію своихъ показаній. Вотъ нѣсколько примѣровъ того, какъ часто и какъ далеко расходятся другъ отъ друга показанія этихъ источниковъ. По однимъ источникамъ Кириллъ и Меѳодій были греки, по другимъ славяне; по однимъ старшій изъ братьевъ былъ Меѳодій, по соображенію съ другими Кириллъ. Изобрѣтеніе славянской грамоты одни источники приписываютъ Кириллу, другіе Меѳодію, третьи -- обоимъ, и при семъ самыя свидѣтельства объ этомъ, при своей неопредѣленности, даютъ возможность подъ именемъ славянскихъ письменъ разумѣть однимъ изслѣдователямъ -- азбуку кирилловскую, другимъ -- глаголическую. Мѣстомъ изобрѣтенія славянской азбуки одни источники назначаютъ Царьградъ, другіе Моравію, третьи -- Болгарію, четвертые -- Херсонъ, гдѣ будто бы Кириллъ нашелъ уже готовыя письмена. Временемъ изобрѣтенія славянской азбуки по однимъ извѣстіямъ былъ 855 годъ, по другимъ 862, по третьимъ 865 г. и т. д. Дѣятельность Кирилла и Меѳодія въ Моравіи по однимъ источникамъ продолжалась три года, по другимъ три съ половиною. Такія же противорѣчащія свидѣтельства существуютъ о санѣ Кирилла и времени посвященія Меѳодія въ епископы, о времени кончины Кирилла, о времени и мѣстѣ кончины Меѳодія, о числѣ переведенныхъ ими съ греческаго на славянскій языкъ книгъ, о славянскомъ нарѣчіи, на которое сдѣланъ былъ переводъ, о характерѣ дѣятельности проповѣдниковъ въ Болгаріи и т. д. Не правда ли, такая огромная масса показаній столь разнорѣчивыхъ способна затруднить изслѣдователя? Гдѣ ему искать истины? Какъ примирить противорѣчія свидѣтельскихъ показаній? Единственно-вѣрный путь добраться до истины можетъ предложить только предварительно предпосланная должная критическая оцѣнка источниковъ. Само собою разумѣется, большей вѣры заслуживаютъ свидѣтельства древнѣйшія, особенно современныя самымъ
Стр.1