Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 474723)
Консорциум Контекстум Информационная технология сбора цифрового контента

Воровский В. В.: Биографическая справка

0   0
Страниц2
ID12587
АннотацияОб авторе (Воровский Вацлав Вацлавович).
Кому рекомендованоОб авторе
Воровский В. В.: Биографическая справка : Статья .— 1929 .— 2 с. — Критика

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Вольфсон С. Воровский <...> Орловский, Фавн, Шварц) -- выдающийся представитель марксистской лит-ой критики и один из виднейших членов большевистской партии. <...> Революционную деятельность начал в 1891 -студентом Московского технического училища. <...> В ссылке В. определяется как революционный марксист и здесь же начинает свою литературнокритическую деятельность. <...> В 1903 вступает в РСДРП и после II съезда примыкает к большевистской фракции. <...> Сотрудничает в "Искре", а затем становится одним из ближайших участников "Вперед" и "Пролетария". <...> После революции 1905 возвращается в Россию, где работает в большевистском центре и партийной прессе. <...> 1907--1912 проводит в Одессе, руководя партийной работой и одновременно сотрудничая в "Одесском обозрении", "Ясной заре" и "Одесских новостях". <...> После 2-летней ссылки возвращается в Петербург, где продолжает партийную и лит-ую работу. <...> После Февральской революции входит в заграничное бюро ЦК, после Октябрьской революции назначается представителем советского правительства при скандинавских государствах, в 1919 -- заведывающим Государственным издательством, в 1921 -- полпредом в Италии. <...> Принимает участие в Генуэзской конференции и входит в состав советской делегации на Лозаннскую конференцию. <...> В годы реакции и ликвидаторства В. в литературно-критических статьях, равно как и в многочисленных газетных фельетонах, с особым упорством боролся с мародерами революции, поднявшими голос "в ночь после битвы". <...> Выполняя эту большой важности историческую задачу, В. вместе с тем прокладывал путь только зарождавшейся еще марксистской эстетике и пытался найти материалистическое решение многих проблем художественного творчества. <...> К художественному творчеству В. неизменно предъявляет два требования: "правды внешней" и "правды внутренней". <...> Внешняя правда" заключается в том, что художник кладет в основу своего творчества реальный материал, что он отображает <...>
Воровский_В._В._Биографическая_справка.pdf
Вольфсон С. Воровский // Литературная энциклопедия: В 11 т. -- [М.], 1929--1939. Т. 2. -- [М.]: Изд-во Ком. Акад., 1929. -- Стб. 310--313. http://feb-web.ru/feb/litenc/encyclop/le2/le2-3102.htm ВОРОВСКИЙ Вацлав Вацлавович [1871--1923] (псевдонимы:Ю. Адамович, П. Орловский, Фавн, Шварц) -- выдающийся представитель марксистской лит-ой критики и один из виднейших членов большевистской партии. Р. в Москве, в семье инженера. Революционную деятельность начал в 1891 -студентом Московского технического училища. В 1896 подвергается высылке из Москвы, а в 1897 арестовывается и после почти 2-летнего тюремного заключения высылается в г. Орлов, Вятской губ. В ссылке В. определяется как революционный марксист и здесь же начинает свою литературнокритическую деятельность. По окончании ссылки уезжает за границу. В 1903 вступает в РСДРП и после II съезда примыкает к большевистской фракции. Сотрудничает в "Искре", а затем становится одним из ближайших участников "Вперед" и "Пролетария". После революции 1905 возвращается в Россию, где работает в большевистском центре и партийной прессе. 1907--1912 проводит в Одессе, руководя партийной работой и одновременно сотрудничая в "Одесском обозрении", "Ясной заре" и "Одесских новостях". В 1912 В. арестовывается и высылается в Вологду. После 2-летней ссылки возвращается в Петербург, где продолжает партийную и лит-ую работу. После Февральской революции входит в заграничное бюро ЦК, после Октябрьской революции назначается представителем советского правительства при скандинавских государствах, в 1919 -- заведывающим Государственным издательством, в 1921 -- полпредом в Италии. Принимает участие в Генуэзской конференции и входит в состав советской делегации на Лозаннскую конференцию. 10 мая 1923 был убит в Лозанне фашистом Конради; тело его перевезено в Москву и погребено на Красной Площади. В годы реакции и ликвидаторства В. в литературно-критических статьях, равно как и в многочисленных газетных фельетонах, с особым упорством боролся с мародерами революции, поднявшими голос "в ночь после битвы". Выполняя эту большой важности историческую задачу, В. вместе с тем прокладывал путь только зарождавшейся еще марксистской эстетике и пытался найти материалистическое решение многих проблем художественного творчества. К художественному творчеству В. неизменно предъявляет два требования: "правды внешней" и "правды внутренней". "Внешняя правда" заключается в том, что художник кладет в основу своего творчества реальный материал, что он отображает подлинную жизнь. Если творец произведения подгоняет жизненную правду к своим предвзятым целям, он понижает его художественную ценность. Пропагандистские достоинства произведения не служат еще, по выражению В., аттестацией его художественной ценности. Искусство изображает действительность. Но действительность -- это не только то, что уже существует, а также и то, что созревает в недрах общества. Так. обр. "правда" художественного произведения допускает изображение действительности как сегодняшнего, так и завтрашнего дня. "Правда внутренняя" -- в психике художника, в том укладе ее, к-рый обусловливает способность воспринимать и творчески перерабатывать определенный жизненный материал. Психика художника направляет его внимание в сторону определенных объектов и оставляет вне поля его творчества другие. "Как цветное стекло пропускает только лучи определенной краски, так и авторская психика пропускает только соответствующие ей понятия и образы". Психика же творца художественного произведения имеет "социальную подоплеку" -- ее детерминируют общественные отношения эпохи и классовое положение художника. С этим ключом В. подходит к творчеству Бунина, Андреева, Куприна, Юшкевича. Уделяя много места чисто художественному анализу лит-ого произведения, В. всегда ставил форму произведения в зависимость от его содержания. "Художественная форма и стиль тесно связаны с мыслью автора и неизбежно должны следовать всем ее изменениям". В. показывает, как художественная манера творчества писателя эволюционирует попутно с эволюцией его миросозерцания. Так каждому из трех периодов в творчестве Андреева соответствует своя особая манера письма, свой стиль. То же с Горьким: композиция и письмо его произведений романтического периода резко изменяются с переходом писателя к художественному реализму. Разбирая современную ему художественную литературу, В. задумывался и над вопросом о появлении литературы того нового класса, которому он служил; по его критическим очеркам рассеян ряд ценных соображений о предпосылках нарождения пролетарской лит-ры. При решении этой проблемы В. исходит из того положения, что эстетическая идеология класса складывается позже его политической идеологии. Классовое искусство создается уже после того, как класс оформился и достиг определенной ступени самосознания. Для того чтобы сделаться пролетарским писателем, недостаточно черпать темы из жизни пролетариата, -- для этого художник должен проникнуться пролетарскими настроениями, его идеология должна стать пролетарской. Литература должна не только отражать классовую идеологию, но и давать ей художественное оформление, т. е. быть искусством, а не "лозунгами класса в стихах и прозе".
Стр.1