Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634794)
Контекстум
Руконтекст антиплагиат система

Об исторической поэтике Александра Веселовского

0   0
Первый авторГорский
Издательство[Б.и.]
Страниц15
ID12349
АннотацияО творчестве автора (Веселовский Александр Николаевич).
Кому рекомендованоО творчестве автора
Горский, И.К. Об исторической поэтике Александра Веселовского : Статья / И.К. Горский .— : [Б.и.], 1989 .— 15 с. — Критика .— URL: https://rucont.ru/efd/12349 (дата обращения: 26.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Но и на этом ярком фоне глубиной, оригинальностью своей мысли безусловно выделялись двое: Александр Афанасьевич Потебня (1835-1891) и Александр Николаевич Веселовский (1838-1906). <...> 1), "В русской науке до Веселовского на явления литературы смотрели или как на объект эстетической критики, или как на исторический и церковно-исторический материал. <...> Он первый подошел к произведениям словесного творчества как к явлениям, которые надо изучать соответственно их значению; с него началась у нас самостоятельная жизнь истории литературы как науки самодовлеющей, со своими специальными задачами. <...> Созданная же им схема "исторической поэтики", задачею которой Веселовский считал "определить роль и границы предания в процессе личного творчества", еще долго будет оплодотворять своими идеями тех, кто пожелает теоретически подойти к вопросам поэтического творчества" (Перетц В.Н. <...> От культурной истории -- к исторической поэтике // Памяти академика Александра Николаевича Веселовского. <...> Действительно, плодотворную силу идей ученого ощущали и продолжают ощущать исследователи отечественной истории и теории литературы, фольклористы, этнографы XX в., неизменно обращающиеся к его наследию, продолжающие его традиции или полемизирующие с ним. <...> Значение Веселовского, конечно, огромно", -- писала О.М. Фрейденберг, подчеркивая, что до и после трудов ученого из поэтики "была сделана голая теория литературы, и не столько литературы, сколько ее отдельных составных частей, вне их исторических связей; лишь с именем Веселовского связана первая систематическая блокада старой эстетики, только он показал, что поэтические категории суть исторические категории -- и этом его основная заслуга", а после него "уже нельзя спрашивать, зачем литературоведению исторический метод" (Фрейденберг О.М. <...> Вступительная статья В.М. Жирмунского, подробно и полно характеризующая научный путь А.Н. Веселовского, его вклад в разработку проблем исторической поэтики <...>
Об_исторической_поэтике_Александра_Веселовского.pdf
И.К. Горский Об исторической поэтике Александра Веселовского А. Н. Веселовский. Историческая поэтика. М., "Высшая школа", 1989 ОТ СОСТАВИТЕЛЯ Отечественную науку о литературе в XIX в. представляли такие блистательные имена, как, например, Ф.И. Буслаев, А.Н. Пыпин, Н.С. Тихонравов. Но и на этом ярком фоне глубиной, оригинальностью своей мысли безусловно выделялись двое: Александр Афанасьевич Потебня (1835-1891) и Александр Николаевич Веселовский (1838-1906). Даже беглое знакомство с громадным по объему и значению наследием А.Н. Веселовского позволяет почувствовать масштаб этой личности, относящейся к лучшим представителям мировой науки прошлого века. Поэтому так важна, почетна, но одновременно и трудна задача настоящего издания -- дать возможность современным студентам-филологам познакомиться с одним из высочайших достижений отечественной науки о литературе -- "Исторической поэтикой" Александра Николаевича Веселовского, трудом и подвигом всей его жизни, целиком посвященной науке. И для современников выдающегося ученого, и для последующих научных поколений было очевидным, что его вклад в отечественную науку огромен, а ее история с его приходом отчетливо делится на два периода -- до и после Веселовского, "Значение А.Н. Веселовского в науке истории литературы не велико, а громадно", -- писал один из его современников (Трубицын Н.Н. Александр Николаевич Веселовский. Спб., 1907. С. 1), "В русской науке до Веселовского на явления литературы смотрели или как на объект эстетической критики, или как на исторический и церковно-исторический материал. Он первый подошел к произведениям словесного творчества как к явлениям, которые надо изучать соответственно их значению; с него началась у нас самостоятельная жизнь истории литературы как науки самодовлеющей, со своими специальными задачами. Созданная же им схема "исторической поэтики", задачею которой Веселовский считал "определить роль и границы предания в процессе личного творчества", еще долго будет оплодотворять своими идеями тех, кто пожелает теоретически подойти к вопросам поэтического творчества" (Перетц В.Н. От культурной истории -- к исторической поэтике // Памяти академика Александра Николаевича Веселовского. Пг., 1921. С, 42). Действительно, плодотворную силу идей ученого ощущали и продолжают ощущать исследователи отечественной истории и теории литературы, фольклористы, этнографы XX в., неизменно обращающиеся к его наследию, продолжающие его традиции или полемизирующие с ним. "Значение Веселовского, конечно, огромно", -- писала О.М. Фрейденберг, подчеркивая, что до и после трудов ученого из поэтики "была сделана голая теория литературы, и не столько литературы, сколько ее отдельных составных частей, вне их исторических связей; лишь с именем Веселовского связана первая систематическая блокада старой эстетики, только он показал, что поэтические категории суть исторические категории -- и этом его основная заслуга", а после него "уже нельзя спрашивать, зачем литературоведению исторический метод" (Фрейденберг О.М. Поэтика сюжета и жанра. Л., 1936. С. 5-18). Можно привести и многие другие высказывания современных ученых о трудах Веселовского, свидетельствующие о высокой оценке и постоянном живом диалоге с его научными идеями. Этот аспект -- восприятие идей Веселовского в современной науке -- по возможности полно отражен в Комментарии к настоящей книге. Следует сказать, что попытка ознакомить молодого современника, начинающего свой путь в науке, с творчеством блистательного ученого -- задача не из легких. Обширное наследие Веселовского, частично опубликованное в его собрании сочинений, журналах, отдельных изданиях, в значительной степени рукописное и хранящееся в архивах, фрагментарно изданное в виде литографий студентами и слушателями ученого, записывавшими его университетские лекции, затруднительно представить в компактном виде, пригодном для использования в процессе студенческих занятий. Поэтому составителю пришлось ограничиться включением в настоящее издание работ по исторической поэтике, которые были опубликованы самим Веселовским (исключение составляют данные в Приложении к нашему изданию
Стр.1

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически
Антиплагиат система на базе ИИ