A. Амфитеатровъ
Страждущія мужевладѣлицы.
Женское нестроеніе. 3-e дополненное изданіе. Типографія т-ва "Общественная Польза", Больш.
Подъяческая, 39.
Прочиталъ я два романа. Авторы обоихъ -- женщины: г-жи Вербицкая и О. Шапиръ.
Произведеніе первой называется "Исторія одной жизни", второй -- "Любовь". Оба романа имѣли
заслуженный успѣхъ, a "Любовь" уже потребовала второго изданія. Оба романа -- хотя и женской руки,
но отнюдь не "дамскіе", въ томъ обидномъ смыслѣ, какъ понимаетъ это колкое словцо насмѣшливая
редакціонная и критическая кличка: не праздное или ремесленное рукодѣлье перомъ по бумагѣ о томъ,
какъ онъ ее любилъ, она его любила, онъ ее забылъ, она его, ее, себя убила. Не "дамскіе" даже при
наличности именно того условія, что въ обоихъ только о томъ и рѣчь идетъ, какъ любятъ, измѣняютъ,
умираютъ отъ любви. Замѣтны попытки сказать новое слово о взаимнополовомъ чувствѣ -- этомъ
таинственномъ, безконечно разнообразномъ и вѣчно неизмѣнномъ создателѣ и двигателѣ человѣческаго
общежитія, слышно между страстныхъ или сентиментальныхъ строкъ; какъ зарождаются и роятся новыя
мысли, предтечи новаго образа дѣйствій, отношеній, условій уклада житейскаго. Обѣ писательницы
талантливы. Г-жа Вербицкая сильнѣе чисто изобразительною способностью, художественнымъ
реализмомъ въ созданіи лицъ и сценъ своего дѣйствія; г-жа Шапиръ богаче вдумчивымъ отношеніемъ къ
психологическому развитію сюжета, стараніемъ понятно и ярко уяснить читателю логику и
послѣдовательность, вдохновляющаго ея творчество, чувства. При всемъ томъ, сходство страстнаго,
участливаго тона въ разсказѣ и мягкой манеры письма сводитъ обѣихъ писательницъ до такой близости,
что г-жу Вербицкую часто можно принять за г-жу О. Шапиръ, a г-жу Шапиръ за г-жу Вербицкую.
Сходство усилено точнѣйшею параллельностью типовъ, изображаемыхъ обѣими романистками, въ
особенности, женскихъ. Послѣднихъ, какъ звѣрей въ Ноевомъ ковчегѣ, можно раздѣлить на правильныя
пары чистыхъ и нечистыхъ.
Пара первая: страждущія мужевладѣлицы -- Ольга Девичъ y Вербицкой, Нина Безогалова y О.
Шапиръ.
Пара вторая: фанатическія няньки мужскихъ талантовъ -- Ганецкая y Вербицкой, Елена
Ставлина y О. ІІІапиръ.
Пара третья: передовыя "мѣщанки" -- Семенова y Вербицкой, Ковригина y О.Шапиръ.
Пара четвертая: партійныя фанатички, "солдаты великой арміи" прогресса -- Колпикова y
Вербицкой, интеллигентная огородница Васильева y О.Шапиръ.
Пара пятая: бабенки-сплетницы -- фельдшерица Райская y Вербицкой, губернская сановница
Клеопатра Львовна y О.Шапиръ.
И такъ далѣе.
Я заговорилъ о романахъ г-жъ Вербицкой и Шапиръ не съ тѣмъ, чтобы предложить читателю
полный и послѣдовательный разборъ ихъ многочисленныхъ литературныхъ достоинствъ и весьма
немногочисленныхъ промаховъ и недостатковъ. Нѣтъ, меня интересовала, какъ явленіе общественное,
подмѣченное обѣими романистками очень тонко и изображенное очень художественно, первая изъ
перечисленныхъ паръ: страждущія женщины-мужевладѣлицы. И тѣмъ она любопытнѣе, что, близко
схожія между собою, писательницы рѣзко разошлись въ ея оцѣнкѣ. Г-жа Вербицкая разсматриваетъ
свою Ольгу Девичъ, какъ живой матеріалъ для выработки типа положительнаго; y г-жи Шапиръ Нина
Безпалова -- характеръ отрицательный, несчастіе всѣхъ дѣйствующихъ лицъ романа. Обѣ онѣ, Ольга и
Нина, -- свѣтскія барышни, попавшія въ условія интеллигентно-трудовой жизни, совсѣмъ имъ
неподходящей и не посильной. Ольга Девичъ, дѣвушка съ образованнымъ умомъ и мрачнымъ,
оскорбленнымъ съ юности, сердцемъ, -- характеръ совсѣмъ не сильный по существу, но понимаетъ
красоту самостоятельной борьбы съ жизнью, обладаетъ достаточнымъ умѣньемъ и упрямствомъ, чтобы
эффектно подражать ея дѣйствительнымъ героямъ и тратить свои нравственныя силы и недюжинныя
дарованія въ обстоятельствахъ, правда очень тяжелыхъ, но черезчуръ театрально создаваемыхъ ею
самою, умышленно и безъ всякой къ тому настойчивой надобности, какъ принципіальной, такъ и
практической. Этой женщинѣ нравится мучительно страдать на людяхъ, и надо ей отдать
справедливость: она -- удивительная мастерица и сама измучиться, и всѣхъ другихъ вокругъ себя
измучить до изстушіенія. По старому славянскому рецепту: "никѣмъ же не мучимы, сами ся мучаху".
Нина Безпалова просто красавица-барынька, недалекая умомъ, одержимая предрасположеніями къ
сорока недугамъ, очаровательная своею женственностью и даже самою болѣзненностью. У нея куриные
Стр.1