Оригинал здесь - http://dic.academic.ru/dic.nsf/brokgauz_efron/20703/%D0%92%D0%B5%D1%80%
D0%B1%D0%B8%D1%86%D0%BA%D0%B0%D1%8F
Вербицкая Анастасия Алексеевна (урожд. Зяблова) - писательница. Родилась в 1861 г. в
дворянской семье. Окончила курс в Елизаветинском институте в Москве, затем училась в Московской
консерватории и готовилась в оперные певицы; преподает пение в Московских институтах и женских
гимназиях. Писать начала в 1883 г. в "Рус. Курьере", где одно время вела политический отдел. В 1887 г.
была помещена в "Русской Мысли" ее большая повесть "Разлад". Позднее она помещала свои романы,
повести и рассказы в "Русском Богатстве", "Жизни", "Начале", "Мире Божием", "Рус. Вед.", "Сев.
Курьере", "Живописном Обозрении", "Образовании" и др. Отдельно вышли "Сны жизни" (сборник
рассказов, 3 изд., 1899-1902), "Освободилась" (М., 1902), "Преступление Марьи Ивановны" (М., 1902,
сборник рассказов), "Первые ласточки" (М., 1900; переделка "Разлада", 2 изд.,М., 1902), "Вавочка" (2
изд., 1900-1902), "История одной жизни" (М., 1903), "Счастье" (М., 1905, сборник рассказов),
"Мотыльки" (М., 1905, сборник рассказов). Без успеха были поставлены пьесы В.: "Миражи" и
"Семейство Волгиных" (также "Бесправные"). Другие драматические произведения ее: "Дети
века" ("Эфемериды"), "Бесплодные жертвы", "Рассвет". По прямому заявлению своему в автобиографии
("Сборник на помощь учащимся женщинам",М., 1901), В. - писательница "идейная". Она ревностная
феминистка по преимуществу, страстно отстаивающая общественную самостоятельность женщины и ее
право располагать своим сердцем. Вместе с тем, она предъявляет женщинам самое ригористическое
требование никогда не зависеть от мужчины и жить исключительно своим трудом. С чувством
благоговения В. говорит о Михайловском,Шелгунове, Глебе Успенском. Почти единственный мотив
семейного разлада, составляющего основную тему творчества В. - несходство в понимании
общественных задач: женщины В. всегда остаются верными светлым идеалам шестидесятых и
семидесятых годов, мужчины же поддаются духу времени и стремятся к низменному буржуазному
благополучию. Вся эта "идейность", однако, в значительной степени внешняя; если отбросить те пышные
фразы, которые героини В. говорят, и обратиться к тому, что они чувствуют, то в основе получается
женщина доброго старого времени, когда вся женская жизнь сосредоточивалась на вопросе о любви.
Героини В. чувствуют себя совершенно сраженными, как только сознают, что состарились, и их
физическая привлекательность исчезла. Крайне вредит художественному значению произведений В.
однообразие центрального образа, который с небольшими вариациями проходит чрез все, что она писала:
обаятельной, необыкновенно умной, необыкновенно образованной, неумолимо честной и стойкой
прогрессистки, пред красотой и нравственной силой которой все падают ниц. Исключение составляет
роман "Вавочка", едва ли не чрезмерно-реальная картина жизни московских "полудев" из богатых
купеческих кружков и вообще той "новой" молодежи 80-х гг., которая выросла в гнилой атмосфере
тогдашней реакции и единственным лозунгом жизни признала наслаждение. Краски в "Вавочке" крайне
сгущены, но в общем картина этой малозатронутой нашею беллетристикою среды интересна и
характерна.
С. Венгеров.
Оригинал здесь - http://www.rulex.ru/01030240.htm
Вербицкая, Анастасия Николаевна - писательница. Родилась в 1861 г. в дворянской семье.
Окончила курс в Елизаветинском институте в Москве, затем училась в московской консерватории;
преподавала пение в московских учебных заведениях. В 1887 г. была напечатана в "Русской Мысли" ее
повесть "Разлад"; позднее помещала романы, повести и рассказы в разных журналах. С 1899 г.
Вербицкая начинает издавать свои произведения отдельными книгами, имеющими на книжном рынке
огромный успех. Всего издано ею 25 книг. Общее число экземпляров, в котором они разошлись, доходит
до 500 000. Наибольшее распространение выпало на долю "Ключей Счастья" (1908 - 12); каждая из 4
частей этого романа расходится в 40 000 экземпляров. В том, что раньше писала Вербицкая, есть
известные проблески литературности и добрых намерений. Как она сама заявила в автобиографии
("Сборник на помощь учащимся женщинам",М., 1901), Вербицкая считала себя писательницей
"идейной". Она - ревностная феминистка, страстно отстаивающая общественную самостоятельность
женщины и ее право располагать своим сердцем.Женщина должна быть независимой от мужчины и
жить исключительно своим трудом. Герои Вербицкой всегда примыкают к передовым течениям, и
многие из них попадают в места весьма отдаленные. С чувством благоговения Вербицкая говорит о
Михайловском,Шелгунове, Глебе Успенском.Женщины Вербицкой всегда остаются верными светлым
идеалам; мужчины поддаются духу времени и стремятся к низменному буржуазному благополучию. Вся
эта "идейность", однако, в значительной степени внешняя; если отбросить те пышные фразы, которые
героини Вербицкой говорят, и обратиться к тому, что они чувствуют, то в основе получается женщина
Стр.1