Оригинал здесь -- http://www.rulex.ru/01130254.htm
Марков, Евгений Львович - известный писатель (1835-1903). Родился в старинной помещичьей
семье Щигровского уезда, Курской губернии. По даровитой матери, дочери суворовского генерала Гана,
Марков - близкий родственник писательниц Ган, Блаватской, Желиховской, публициста генерала
Ростислава Фадеева и С.Ю. Витте . Окончил курс в Харьковском университете кандидатом естественных
наук. Был учителем гимназии в Туле, где в то время около директора гимназии, Гаярина, группировался
кружок молодых педагогов, одушевленных стремлением поставить педагогическое дело на новых
началах. Марков вскоре стал инспектором гимназии. Статья о яснополянской школе, графа Льва
Толстого (1862) обратила на Маркова внимание министерства народного просвещения; ему предложили
место в ученом комитете и вскоре назначили директором симферопольской гимназии и народных
училищ в Крыму. Новое направление учебного дела при графе Д.А. Толстом было ему несимпатично; к
тому же здоровье его расстроилось, и он в 1870 г. оставил службу, уехал на год в Южную Европу, затем
поселился в деревне; был председателем щигровской уездной земской управы, потом непременным
членом крестьянского присутствия. В 1881 г. граф Игнатьев вызывал Маркова в Петербург, в качестве
"сведущего человека" по питейному и переселенческому делу, и он был одним из 6 лиц, избранных для
защиты выработанных "сведущими людьми" проектов в заседании государственного совета. С конца
1880-х годов Марков состоял управляющим воронежского отделения дворянского и крестьянского
земельных банков. Совершил ряд поездок в Италию, Турцию, Грецию, Египет, Палестину, Среднюю
Азию и на Кавказ. Литературную деятельность свою Марков начал в 1858 г. рассказом "Ушан" ("Русский
Вестник"). В 60-х годах напечатал ряд педагогических и критических статей в "Русском Вестнике",
"Отечественных Записках", "Журнале Министерства Народного Просвещения" и других, а также
путевых очерков, посвященных заграничным поездкам и прогулкам по Крыму. Последние имели
особенный успех и, вышедшие в 1872 г. отдельной книгой ("Очерки Крыма"), в 1884 г. достигли 2-го
издания. Расцвет литературной деятельности Маркова относится к 70-м годам. Необычайно шумный
успех, выпавший на долю его статьи (1875) в "Голосе" об адвокатах ("Софисты XIX в."), побудил его
отдаться литературе с особенным рвением. Он становится одним из плодовитейших публицистов и
критиков и пробует также свои силы на поприще романа и повести. В отдельном издании, кроме
"Очерков Крыма", появились: "Барчуки. Картины прошлого"
(Санкт-Петербург, 1875;
автобиографические воспоминания о детстве автора), "Собрание сочинений" (Санкт-Петербург, 1877,
том I. Публицистика и критика, том II. Путешествия и педагогия), "Черноземные поля", роман (СанктПетербург,
1877), "Берег моря", роман из крымской жизни (Санкт-Петербург, 1880), "Очерки
Кавказа" (Санкт-Петербург, 1887), "Путешествие на Восток. Царь-град и Архипелаг. В стране
фараонов" (Санкт-Петербург, 1890), "Путешествие по Святой Земле" (Санкт-Петербург, 1891). Из не
вошедших в эти издания в свое время обратили на себя внимание ряд критических статей в "Голосе" и
"Русской Речи" о Тургеневе, Некрасове, Добролюбове, Островском и других. Менее всего ценны
беллетристические произведения Маркова. В "Барчуках" и их продолжении: "Учебные годы
барчука" ("Новь", 80-х годов) автобиографический элемент почти заслоняет элемент типичности, а в
других произведениях риторически-расплывчатая манера, свойственная всем вообще писаниям Маркова,
значительно вредит художественному впечатлению. Несмотря на то, что как критик он ожесточенный
враг тенденциозности, Марков в собственных романах - писатель ярко-тенденциозный. Главный роман
его - "Черноземные поля" - представляет собой почти сплошную проповедь того, что всего вернее можно
назвать благонамеренным либерализмом мещанского счастья и какого-то совсем особенного
народничества, ничего общего не имеющего с демократизмом. Герой романа Суровцев - лицо в
значительной степени автобиографическое - искренне желает работать на пользу народу, но источник
этого желания не в сознании долга пред народом, а в чисто идиллическом воззрении на деревенскую
жизнь, как на общение с природой и удаление от шума извращенной жизни городов. Стремление создать
из Суровцева и его невесты "героев" в прямом смысле слова не мало вредит роману, который, в общем,
производит впечатление слащавой идиллии. Гораздо выше беллетристики Маркова его многочисленные
путевые очерки, отчасти написанные в беллетристической форме. Марков - прекрасный стилист, у него
есть живое чувство природы; в "Очерках Крыма" много страниц истинно-поэтических. Но и здесь его не
покидает свойственная ему приподнятость тона; он часто впадает в риторику. Как критик, Марков стоит
по преимуществу на эстетической точке зрения и исходя из нее, не мог правильно понять Некрасова. Он
видел только слабые стороны его сатирической и гражданской поэзии и недостаточно оценил
поэтическое золото таких произведений как "Мороз красный нос", "Рыцарь на час" и другие. Но ему
можно вменить в серьезную заслугу статьи о "Казаках" Толстого. Это великое произведение в свое время
(1865) прошло почти незамеченным, один только Марков по достоинству оценил всю его глубину. Как
педагог, он оказался одним из самых резких противников Льва Толстого в походе последнего против
Стр.1