Т. Л. Никольская
Трагедия чудаков
Конст. Вагинов. Козлиная песнь. Труды и дни Свистонова. Бамбочада
М., "Художественная литература", 1989
OCR Бычков М. Н.
В двадцатые годы имя Константина Вагинова было хорошо известно в литературных кругах
Ленинграда. Его тонкую хрупкую поэзию ценили Н. Гумилев, М. Кузмин, О. Мандельштам. Едкая
гротесковая проза Вагинова вызывала обостренный интерес читателей и нередко раздражение критики.
После его смерти, последовавшей на тридцать пятом году жизни, 26 апреля 1934 года, газета
"Литературный Ленинград" писала, что безвременная кончина писателя -- большая потеря не только для
друзей и близких, но и для всей советской литературы. Со второй половины тридцатых годов до
середины шестидесятых творчество, да и само имя Вагинова было прочно забыто. Затем в мемуарах В.
Каверина, Г. Гора, И. Бахтерева и немногих других имя писателя вновь прозвучало, но попытки
переиздать его произведения на родине не увенчались успехом. Тем временем репринты двух сборников
стихов и романы "Козлиная песнь" и "Труды и дни Свистонова" вышли в Америке, роман "Бамбочада"
был переведен на итальянский язык и увидел свет в 1972 году в Турине с послесловием В. Страды,
который ставил прозу Вагинова в один ряд с прозой А. Платонова и видел в их произведениях "реальные
возможности иной литературы, иного творческого бытия в культурной и общественной жизни, по
сравнению с уже угрожающе надвигавшимися".
В большинстве мемуаров и статей, в особенности в работах зарубежных славистов, Вагинов
упоминается в первую очередь как член группы Объединение реального искусства -- ОБЭРИУ, в одном
ряду с Н. Заболоцким, Д. Хармсом и А. Введенским. Такое восприятие Вагинова несколько однобоко и
не дает верного ключа к пониманию его творчества. Чтобы войти в мир вагиновской прозы, нужно
представить себе литературное окружение писателя в различные периоды его недолгого жизненного
пути и саму атмосферу культурной жизни Петрограда-Ленинграда двадцатых -- начала тридцатых годов.
Константин Константинович Вагинов (Вагенгейм) родился в Петербурге 4(16) апреля 1899 года.
Его отец Константин Адольфович Вагенгейм, из давно обрусевших немцев, был жандармским
подполковником, а мать Любовь Алексеевна владела в Петербурге несколькими домами. Тем не менее
родители отдали учиться своего сына в славившуюся своими демократическими традициями гимназию
Я. Гуревича, которую юноша закончил весной 1917 года. В старших классах Вагинов увлекался Э. По и
Ш. Бодлером и в семнадцать лет сам стал писать стихи, в которых подражал автору "Цветов зла". В
живописи он любил художников "Мира искусства" -- К. Сомова, А. Бенуа, Л. Бакста. Такие вкусы были
присущи части молодежи предреволюционной поры. Отличало Вагинова от сверстников углубленное
изучение античности, начавшееся с коллекционирования старинных монет. Любимым поэтом был
Овидий, "Метаморфозы" которого послужили источником его многих стихов. Другой любимой с детства
книгой была многотомная "История упадка и разрушения Римской империи" Э. Гиббона, в которой
подробно рассказывалось о гибели памятников языческой культуры, пожаре знаменитой
Александрийской библиотеки, превращений белых святых-богов римского пантеона -- в черных.
Реминисценции из сочинения Гиббона займут впоследствии важное место в романе "Козлиная песнь".
Летом 1917 года Вагинов поступил на юридический факультет Петроградского университета.
Через несколько месяцев после Октябрьской революции был мобилизован в Красную Армию, воевал на
польском фронте и за Уралом, а когда он вернулся в Петроград, там еще царствовал военный коммунизм.
Город был голодным и пустынным. На Ростральных колоннах росла полынь. Старинные дворцы стояли с
выбитыми стеклами. По ночам на улицах разводились костры, у которых грелись беспризорники. "Живу
отшельником Екатерининский канал 105. За окнами растет ромашка, клевер дикий <...> из кукурузы
хлеб, прогорклая вода. Телесный храм разрушили, в степях поет орда",-- писал поэт, сопоставляя
реальные картины "как бы повисшего над пропастью" фантастического города с известными ему по
литературе картинами разрушенного Рима.
Творческая жизнь в голодном Петрограде била ключом. Повсюду открывались литературные и
театральные студии. Действовали Дом искусств, Дом литераторов, Петроградский союз поэтов. Вагинова
можно было видеть почти во всех поэтических кружках и салонах. Он занимался у Гумилева в студии
Дома искусств, знамени" том Диске, воспетом в романе О. Форш "Сумасшедший корабль"; бывал на
Стр.1