Ю. Н. ТЫНЯНОВ
ПУШКИН И КЮХЕЛЬБЕКЕР
==============================================================
Источник:Ю. Н. Тынянов. Пушкин и его современники.М.: Наука, 1969.
Под. ред. ак. В. В. Виноградова. Составление В. А. Каверина и З. А. Никитиной.
Электронная версия: Александр Продан.
Оригинал находится по адресу: Библиотека Александра Белоусенко
==============================================================
Общение Пушкина и Кюхельбекера было непрерывным в течение 1811--1817 гг. -- в лицейское
время; с гораздо меньшей уверенностью можно говорить об их общении в годы 1817--1820; с 1820 г. -времени
ссылки Пушкина на юг и заграничной поездки Кюхельбекера -- они более не виделись. В 1828 г.
Пушкин, как известно, встретился в последний раз с Кюхельбекером на станции Залазы, когда того
перевозили из Шлиссельбургской крепости в Динабургскую. 1 Эта биографическая схема,
ограничивающая время общения 20-м годом, вмещает интенсивные литературные споры Пушкина и
Кюхельбекера; споры (приводящие в ряде случаев к согласию) идут о центральных вопросах литературы.
Новые материалы дают возможность установить в этой схеме с достаточной ясностью новые факты.
1
Первое стихотворение Пушкина, появившееся в печати, -- "К другу-стихотворцу" (1814). Со
стороны литературных комментариев вещь сомнений но вызывала -- пятнадцатилетний Пушкин выступил
в печати как приверженец литературных взглядов школы Карамзина и противник "Беседы любителей
русского слова", нападающий на старые имена "бессмысленных певцов", вокруг которых в то время шла
оживленная полемика (Тредьяковский), и на имена литературных "староверов" -- Шихматова, Хвостова,
Боброва (Рифматов, Графов, Бибрус); при этом он противопоставил им объединенные в одном стихе
разнохарактерные имена Дмитриева, Державина, Ломоносова -- явление обычное в полемике
карамзинской школы, не нападавшей на признанные авторитеты.
Гораздо менее освещен вопрос о поводах к написанию стихотворения и об адресате -- "другестихотворце".
Предполагать абстрактное "послание" и абстрактного адресата -- "Ариста" 2 -- здесь не
приходится не только потому, что все послания Пушкина уже в лицейскую пору конкретны, но и потому,
что такой адресат и такие поводы имеются. *
Дело в том, что сюжетом послания является не столько литературная полемика, сколько вопрос о
профессии поэта: к Аристу обращены уговоры не "лезть на Геликон", во-первых, потому, что "не тот поэт,
кто рифмы плесть умеет" ("Страшись бесславия"), и, во-вторых, потому, что "катится мимо их Фортуны
колесо".
Вопрос о профессии, вернее о роде службы и занятий, а позже, при Энгельгардте, о "карьере", был
одним из самых основных вопросов лицейской жизни. Согласно официальному "постановлению"
лицеисты были "юношеством, особо предназначенным к важным частям службы государственной", 3 но
эта официальная формула прикрывала большие противоречия. В частности это относится к
Кюхельбекеру. Письма матери Кюхельбекера Юстины Яковлевны за лицейские годы дают доказательства
острой нужды семьи Кюхельбекеров, жившей надеждами на случайные наследства, протекции и т. д. **
* Ю. Г. Оксман первый высказал предположение, что послание обращено к Кюхельбекеру (см.
"Дневник В. К. Кюхельбекера", редакция, введение и примечания В. Орлова и С. Хмельницкого. Л.,
"Прибой", 1929, стр. 318).
** Мать принуждена отказать Кюхельбекеру, который хочет брать уроки игры на скрипке, по
неимению средств; точно так же она неоднократно упоминает, что не может приехать в Царское Село
повидать его из-за дороговизны передвижения (извозчик стоил 25 рублей); так же остро обстоит вопрос и
с лицейскими "долгами" Кюхельбекера.
Вместе с тем мать Кюхельбекера, урожденная фон Ломен, происходившая из служилого
балтийского дворянства, систематически, от письма к письму, развивает целую систему взглядов на
"служение отечеству" -- государственную службу и зорко следит за наклонностями сына.
Как была далека часть лицеистов ко времени окончания лицея от их первоначального
официального предназначения, видно из того, что Кюхельбекер серьезно мечтает о профессии школьного
учителя в провинции, в чем встречает отпор со стороны матери, указывающей, что не для того он учился в
лицее.
Стр.1