Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 474723)
Консорциум Контекстум Информационная технология сбора цифрового контента

Аргивяне, неизданная трагедия Кюхельбекера

0   0
Первый авторТынянов Юрий Николаевич
Страниц21
ID11955
Кому рекомендованоТеория литературы и кино
Тынянов, Ю.Н. Аргивяне, неизданная трагедия Кюхельбекера : Статья / Ю.Н. Тынянов .— 1924 .— 21 с. — Критика

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Основной речевой установкой архаистов было слово ораторское, произносимое. <...> Еще в 1828 г. автор статьи о русской литературе, помещенной в "Атласе" Бальби (и вызвавшей резкую полемику в русских журналах), защищает ораторскую прозу Ломоносова 2, а в "Истории Государства Российского" архаист Катенин видит негласную победу архаистической ораторской прозы над вождем противоположного течения. <...> В 20-х годах ясен стал факт, замалчивавшийся литературными деятелями карамзинизма: стиховая драма оказалась в руках архаистов -- Шаховского, Катенина, Грибоедова 5. <...> Ввиду общей литературной влиятельности течения карамзинистов факты негласной победы архаистов ускользали от внимания историков литературы. <...> Великая удача его комедии и неудача трагедии, к которой он стремился, соотносятся между собой. <...> ) 2 Б вопросе о русской стиховой драме 20-х годов необходимо провести одно резкое разделение: существовали стиховые драматурги и драматические поэты. <...> Коренная разность таких явлений, как драматургия Шаховского, Катенина, Грибоедова, с одной стороны, Пушкина -- с другой, заключалась в том, что первые были неразрывно связаны с конкретным театром своего времени, установка их вещей конкретно-театральная, тогда как драматургия Пушкина есть результат эволюции его жанров и установки на конкретный театр своего времени не имеет. <...> Эволюция драматургии первых связана с эволюцией театра, эволюция драматургии второго -- с эволюцией поэтических жанров. <...> С этой точки зрения стиховая драма Пушкина несоизмерима с драмой профессиональных драматургов, которая обычно создается на основе строго ограниченной жанровой традиции -- традиции чисто драматической (Шаховской, Грибоедов, Хмельницкий). <...> Здесь разнится не только степень установки на театр, но и самый круг задач и круг материала. <...> Кюхельбекер назвал в дневнике своем одного небольшого поэта "горе-богатырем". <...> Для анализа литературной эволюции необходимо же учесть и самую постановку задач <...>
Аргивяне,_неизданная_трагедия_Кюхельбекера.pdf
Ю. Н. Тынянов "АРГИВЯНЕ", НЕИЗДАННАЯ ТРАГЕДИЯ КЮХЕЛЬБЕКЕРА * -----------------------------------------------------------------------------------------------------Источник:Ю. Н. Тынянов. Поэтика. История литературы. Кино.М.: Наука, 1977. OCR - Александр Продан, alexpro@enteh.com. -----------------------------------------------------------------------------------------------------l Центральная установка какого-либо течения 1 сказывается на периферии литературы огромными и неожиданными даже результатами. Основной речевой установкой архаистов было слово ораторское, произносимое. Речевой установкой течений "карамзинистских" (условное название) -- слово напеваемое и слово разговорное **. * Материалы по истории русской драмы. ** См. статью "Ода как ораторский жанр". Ораторский принцип, принцип произносимости распространялся не только на стих. Еще в 1828 г. автор статьи о русской литературе, помещенной в "Атласе" Бальби (и вызвавшей резкую полемику в русских журналах), защищает ораторскую прозу Ломоносова 2, а в "Истории Государства Российского" архаист Катенин видит негласную победу архаистической ораторской прозы над вождем противоположного течения. Автор той же статьи отмечает, что с победой Карамзина русская драматургия пришла в полный упадок 3. Явление Озерова было встречено приветствиями со стороны карамзинистов, как замещение пустоты, создание недостающей драмы. Попытка, сделанная Вяземским в 20-х годах, представить его "романтиком", создателем "новой драмы", встретила резкий протест Пушкина 4. В 20-х годах ясен стал факт, замалчивавшийся литературными деятелями карамзинизма: стиховая драма оказалась в руках архаистов -- Шаховского, Катенина, Грибоедова 5. Ввиду общей литературной влиятельности течения карамзинистов факты негласной победы архаистов ускользали от внимания историков литературы. Только изредка всплывали он[и] в светлый план литературного сознания: так, об этих победах сказал Полевой в 1830 г. 6, подводя итоги литературной борьбы 20-х годов. Между тем нельзя рассматривать "Историю Государства Российского" вне этой негласной победы, так же как необъяснимо явление Грибоедова вне его живой связи с архаистическими тенденциями. Великая удача его комедии и неудача трагедии, к которой он стремился, соотносятся между собой. Осознанию этих негласных побед мешало одностороннее и неверное, но прочно утвердившееся представление о теории архаистов, закрепленное их ходячим названием (возникшим в ходе полемики) "славянофилы". Характерно, что Вигель удивляется, например, тому, что Шаховской примыкал к "Беседе" и являлся воинствующим ее членом, так как и в его сочинениях вовсе не было славянизмов 7. Широта теоретических принципов архаистских течений не подлежит сомнению. Существовали группы переходные и эклектические. (В этом смысле предстоит анализ и пересмотр деятельности, например, Вольного общества любителей словесности, [наук] и художеств, Оленинского кружка и других объединений 8.) 2 Б вопросе о русской стиховой драме 20-х годов необходимо провести одно резкое разделение: существовали стиховые драматурги и драматические поэты. Коренная разность таких явлений, как драматургия Шаховского, Катенина, Грибоедова, с одной стороны, Пушкина -- с другой, заключалась в том, что первые были неразрывно связаны с конкретным театром своего времени, установка их вещей конкретно-театральная, тогда как драматургия Пушкина есть результат эволюции его жанров и установки на конкретный театр своего времени не имеет. Эволюция драматургии первых связана с эволюцией театра, эволюция драматургии второго -- с эволюцией поэтических жанров. Жанровая универсальность 20-х годов не похожа на таковую же тридцатых. Тридцатые годы -время стабилизации большой формы, доставшейся в наследство от двадцатых, -- в эту эпоху жанровый вопрос не стоит уже остро (именно вследствие стабилизации жанров) -- и на основе готовых жанров тем
Стр.1