Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634794)
Контекстум
Руконтекст антиплагиат система

Стиховые формы Некрасова

0   0
Первый авторТынянов Юрий Николаевич
Издательство[Б.и.]
Страниц10
ID11953
Аннотация"Прилагается небольшая статья ""Извозчик"" Некрасова"" (1924 г.)"
Кому рекомендованоТеория литературы и кино
Тынянов, Ю.Н. Стиховые формы Некрасова : Статья / Ю.Н. Тынянов .— : [Б.и.], 1921 .— 10 с. — Критика .— URL: https://rucont.ru/efd/11953 (дата обращения: 26.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Таким образом, объектом спора оставалась только абстракция -- тематический и сюжетный элемент его искусства, между тем как самое искусство, принцип сочетания и противопоставления элементов, отвергалось и теми и другими. <...> Самый существенный упрек, который делали Некрасову и который он сам принимал, был упрек в прозаичности. <...> Сам Некрасов тоже сравнивал свои стихи с прозой: Все ж они не хуже плоской прозы 5. <...> 2 Современники, конечно, хорошо знали, что Некрасов умело владеет классической традицией русского стиха. <...> Такие стихотворения, как "Родина", "Пускай мечтатели осмеяны давно...", "Муза", "За городом", -- видная струя его поэзии. <...> Перед самою смертью он пишет "Пускай чуть слышен голос твой...", "Мне снилось: на утесе стоя..." -- стихотворения, и по строфике, и по лексике, и в особенности по ритмико-синтаксическому рисунку 7 примыкающие к пушкинскому стиху: Сниму с главы покров тумана И сон с отяжелевших век. <...> Столь же обычен у него классический метафорический стиль с широко развитым параллелизмом ("Последние элегии"). <...> И все-таки современники правы, что не так внимательно отнеслись к этой стороне Некрасова; этот стиль у него ценен и особо значителен только на фоне остальных элементов его поэзии; сами же по себе эти формулы не носят на себе печати остроты и скорее воспринимаются как штампы. <...> Другие же элементы, в которых, по-видимому, вся сущность дела, гораздо более сложного происхождения, и главное значение получает здесь вопрос о прозе, о прозаизмах поэта Некрасова. <...> 3 Некрасов начинает с баллад и высокой лирики; самое значительное для него в молодости имя -Жуковский. <...> Некрасовские пародии на Лермонтова долго потом вызывали возмущение; однако совершенно очевидно их значение для Некрасова. <...> Сущность его пародий не в осмеивании пародируемого, а в самом ощущении сдвига старой формы вводом прозаической темы и лексики. <...> Пока эта форма связана с определенными произведениями <...>
Стиховые_формы_Некрасова.pdf
Ю. Н. Тынянов СТИХОВЫЕ ФОРМЫ НЕКРАСОВА -----------------------------------------------------------------------------------------------------Источник:Ю. Н. Тынянов. Поэтика. История литературы. Кино.М.: Наука, 1977. OCR - Александр Продан, alexpro@enteh.com. -----------------------------------------------------------------------------------------------------1 Споры вокруг Некрасова умолкли; он признан, по-видимому, окончательно 1. Между тем многое, как и раньше, остается здесь недосказанным. В сущности, и его друзья и его враги сходились в главном: друзья принимали его поэзию, несмотря на ее форму, враги отвергали ее вследствие формы. Таким образом, объектом спора оставалась только абстракция -- тематический и сюжетный элемент его искусства, между тем как самое искусство, принцип сочетания и противопоставления элементов, отвергалось и теми и другими. Слишком легкое и равнодушное принятие Некрасова грозит поверхностным обходом тех обвинений против его искусства, которые выставлялись его современниками. А между тем слух современников более чуток, и если в похвалах они не всегда прозорливы, то в обвинениях их почти всегда задето главное, чем обнаружилось для них данное искусство и что через призму других течений воспринимается уже не столь остро. Самый существенный упрек, который делали Некрасову и который он сам принимал, был упрек в прозаичности. Не случайно отзыв Белинского о "Мечтах и звуках" начинался с указания на то, что автору лучше писать в прозе 2; то же говорили о поэзии Некрасова и Тургенев 3 и Толстой 4. Сам Некрасов тоже сравнивал свои стихи с прозой: Все ж они не хуже плоской прозы 5. Слух современников, воспитанный на Пушкине и Лермонтове, был оскорблен Некрасовым 6. 2 Современники, конечно, хорошо знали, что Некрасов умело владеет классической традицией русского стиха. Такие стихотворения, как "Родина", "Пускай мечтатели осмеяны давно...", "Муза", "За городом", -- видная струя его поэзии. Свою "Музу" он начинает парафразой из "Музы" Пушкина, в стихах "Блажен незлобивый поэт..." подчеркивает "Пророка" Лермонтова: Его преследуют хулы: Он ловит звуки одобренья Не в сладком ропоте хвалы, А в диких криках озлобленья. И веря и не веря вновь Мечте высокого призванья, Он проповедует любовь Враждебным словом отрицанья. У него часты повторения классических стиховых формул. Ср. "И с отвращением кругом кидая взор" ("Родина") с пушкинским: "И с отвращением читая жизнь мою"; ср. "А ты?.. ты также ли печали предана?.." ("Да, наша жизнь текла мятежно...") с пушкинским: "Не правда ль: ты одна... ты плачешь... я спокоен" ("Ненастный день потух...") и т. д. Перед самою смертью он пишет "Пускай чуть слышен голос твой...", "Мне снилось: на утесе стоя..." -- стихотворения, и по строфике, и по лексике, и в особенности по ритмико-синтаксическому рисунку 7 примыкающие к пушкинскому стиху: Сниму с главы покров тумана И сон с отяжелевших век. Но ты воспрянешь за чертой Неотразимого забвенья 8. Столь же обычен у него классический метафорический стиль с широко развитым параллелизмом ("Последние элегии"). И все-таки современники правы, что не так внимательно отнеслись к этой стороне Некрасова; этот стиль у него ценен и особо значителен только на фоне остальных элементов его поэзии; сами же по себе эти формулы не носят на себе печати остроты и скорее воспринимаются как штампы. Другие же
Стр.1