Таким
образом, объектом спора оставалась только абстракция -- тематический и сюжетный элемент его
искусства, между тем как самое искусство, принцип сочетания и противопоставления элементов,
отвергалось и теми и другими. <...> Самый существенный упрек, который делали Некрасову и который он сам принимал, был упрек в
прозаичности. <...> Сам Некрасов тоже
сравнивал свои стихи с прозой:
Все ж они не хуже плоской прозы 5. <...> 2
Современники, конечно, хорошо знали, что Некрасов умело владеет классической традицией
русского стиха. <...> Такие стихотворения, как "Родина", "Пускай мечтатели осмеяны давно...", "Муза", "За
городом", -- видная струя его поэзии. <...> Перед самою смертью он пишет "Пускай чуть слышен голос твой...", "Мне снилось: на утесе
стоя..." -- стихотворения, и по строфике, и по лексике, и в особенности по ритмико-синтаксическому
рисунку 7 примыкающие к пушкинскому стиху:
Сниму с главы покров тумана
И сон с отяжелевших век. <...> Столь же обычен у него классический метафорический стиль с широко развитым параллелизмом
("Последние элегии"). <...> И все-таки современники правы, что не так внимательно отнеслись к этой стороне Некрасова; этот
стиль у него ценен и особо значителен только на фоне остальных элементов его поэзии; сами же по себе
эти формулы не носят на себе печати остроты и скорее воспринимаются как штампы. <...> Другие же
элементы, в которых, по-видимому, вся сущность дела, гораздо более сложного происхождения, и главное
значение получает здесь вопрос о прозе, о прозаизмах поэта Некрасова. <...> 3
Некрасов начинает с баллад и высокой лирики; самое значительное для него в молодости имя -Жуковский. <...> Некрасовские пародии на
Лермонтова долго потом вызывали возмущение; однако совершенно очевидно их значение для Некрасова. <...> Сущность его пародий не в осмеивании пародируемого, а в самом ощущении сдвига старой формы
вводом прозаической темы и лексики. <...> Пока эта форма связана с определенными произведениями <...>
Стиховые_формы_Некрасова.pdf
Ю. Н. Тынянов
СТИХОВЫЕ ФОРМЫ НЕКРАСОВА
-----------------------------------------------------------------------------------------------------Источник:Ю.
Н. Тынянов. Поэтика. История литературы. Кино.М.: Наука, 1977.
OCR - Александр Продан, alexpro@enteh.com.
-----------------------------------------------------------------------------------------------------1
Споры
вокруг Некрасова умолкли; он признан, по-видимому, окончательно 1. Между тем многое,
как и раньше, остается здесь недосказанным. В сущности, и его друзья и его враги сходились в главном:
друзья принимали его поэзию, несмотря на ее форму, враги отвергали ее вследствие формы. Таким
образом, объектом спора оставалась только абстракция -- тематический и сюжетный элемент его
искусства, между тем как самое искусство, принцип сочетания и противопоставления элементов,
отвергалось и теми и другими. Слишком легкое и равнодушное принятие Некрасова грозит
поверхностным обходом тех обвинений против его искусства, которые выставлялись его современниками.
А между тем слух современников более чуток, и если в похвалах они не всегда прозорливы, то в
обвинениях их почти всегда задето главное, чем обнаружилось для них данное искусство и что через
призму других течений воспринимается уже не столь остро.
Самый существенный упрек, который делали Некрасову и который он сам принимал, был упрек в
прозаичности. Не случайно отзыв Белинского о "Мечтах и звуках" начинался с указания на то, что автору
лучше писать в прозе 2; то же говорили о поэзии Некрасова и Тургенев 3 и Толстой 4. Сам Некрасов тоже
сравнивал свои стихи с прозой:
Все ж они не хуже плоской прозы 5.
Слух современников, воспитанный на Пушкине и Лермонтове, был оскорблен Некрасовым 6.
2
Современники, конечно, хорошо знали, что Некрасов умело владеет классической традицией
русского стиха. Такие стихотворения, как "Родина", "Пускай мечтатели осмеяны давно...", "Муза", "За
городом", -- видная струя его поэзии. Свою "Музу" он начинает парафразой из "Музы" Пушкина, в стихах
"Блажен незлобивый поэт..." подчеркивает "Пророка" Лермонтова:
Его преследуют хулы:
Он ловит звуки одобренья
Не в сладком ропоте хвалы,
А в диких криках озлобленья.
И веря и не веря вновь
Мечте высокого призванья,
Он проповедует любовь
Враждебным словом отрицанья.
У него часты повторения классических стиховых формул. Ср. "И с отвращением кругом кидая
взор" ("Родина") с пушкинским: "И с отвращением читая жизнь мою"; ср. "А ты?.. ты также ли печали
предана?.." ("Да, наша жизнь текла мятежно...") с пушкинским: "Не правда ль: ты одна... ты плачешь... я
спокоен" ("Ненастный день потух...") и т. д.
Перед самою смертью он пишет "Пускай чуть слышен голос твой...", "Мне снилось: на утесе
стоя..." -- стихотворения, и по строфике, и по лексике, и в особенности по ритмико-синтаксическому
рисунку 7 примыкающие к пушкинскому стиху:
Сниму с главы покров тумана
И сон с отяжелевших век.
Но ты воспрянешь за чертой
Неотразимого забвенья 8.
Столь же обычен у него классический метафорический стиль с широко развитым параллелизмом
("Последние элегии").
И все-таки современники правы, что не так внимательно отнеслись к этой стороне Некрасова; этот
стиль у него ценен и особо значителен только на фоне остальных элементов его поэзии; сами же по себе
эти формулы не носят на себе печати остроты и скорее воспринимаются как штампы. Другие же
Стр.1