И. С. Тургенев
Генерал-поручик Паткуль. Трагедия в пяти действиях, в стихах. СПб. Сочинение Нестора Кукольника
И. С. Тургенев. Полное собрание сочинений и писем в двадцати восьми томах.
Сочинения в пятнадцати томах.
М.-Л., Издательство Академии Наук СССР, 1960
Том первый. Стихотворения, поэмы. Статьи и рецензии. Прозаические наброски (1834-1849)
OCR Бычков М. Н.
ГЕНЕРАЛ-ПОРУЧИК ПАТКУЛЬ. Трагедия в пяти действиях, в стихах. СПб. Сочинение Нестора
Кукольника.
"Генерал-поручик Паткуль" назван автором, вероятно, не без причины трагедией, а не
исторической драмой. Слово трагедия, хотя и утратило свой первобытный, древний смысл, всё же
переносит читателя в ту идеальную сферу искусства, где действующие лица являются представителями
великих вопросов, великих событий человечества, где совершается борьба между двумя коренными
началами жизни и где, следовательно, трагик имеет право, для большего торжества истины, жертвовать
фактами, внешней вероятностью {"Насколько может трагик отступить от исторической истины? Во всем,
что не касается до характера действующего лица,-- насколько угодно. Но характеры должны быть ему
священны. Малейшее существенное, изменение, всякое внутреннее противоречие уничтожает причину,
почему выбрано именно это историческое лицо; а нам не может нравиться то, чему причины мы не
находим". Лессинг Гамб<ургская> драм<атургия>, ч. 1, стр. 105. (Примечание Тургенева).}. В
произведении г. Кукольника одно лицо -- Паткуль наполняет всю сцену; пафос (мы бы весьма желали
заменить это слово другим, в угоду тем насмешливым и острым людям, которым оно не нравится, но не
находим другого), его пафос -- величие Петра, возникающей Руси, нового царства, нового народа...
Остальные лица -- Август, Карл, любовницы и министры Августа служат только рамой картине. Нам
кажется, что автор употребил во зло признанное за ним право изменять события: вся его трагедия
исполнена анахронизмов, на которые мы укажем ниже; во всяком случае едва ли следовало заставить
Паткуля (на стр. 84) говорить о Мольере, как о живом человеке, тридцать три года после его смерти. Но
прежде, чем приступим собственно к разбору произведения г. Кукольника, нам хочется поговорить о
самом Паткуле как об историческом лице.
Графиня Кёнигсмарк {У г. Кукольника графиня Кёнигсмарк в 1706 году добивается аббатства
Кведлинбургского, которое, по истории, она получила в 1698 году. (Примечание Тургенева).} говорит у г.
Кукольника, что
Царя Петра великое лицо
Испуганной Европе представляет
Великий Паткуль...-и
хоть тогда, за три года до Полтавской битвы, Европа не могла "пугаться" Петра,-- но мысль
противопоставить юную Русь старой Европе, показать нам представителя нашего великого царя среди
блестящего и развратного двора Августа, эта мысль действительно могла бы служить основанием
замечательного художественного произведения. Как ее выполнил г. Кукольник -- увидим ниже, но теперь
мы должны объявить, что в наших глазах Паткуль не заслуживает чести быть таким представителем
Петра. Рожденный с сердцем горячим и благородным, с умом изворотливым и тонким, он в молодости
своей смело восстал за права своей родины -- и пострадал за свою смелость; осужденный на позорную
казнь, если не раскаялся в своей опрометчивости, то по крайней мере всячески старался загладить ее
дурные последствия, просил, писал умоляющие письма; раздраженный отказом, напрасным унижением,
старался отмстить шведскому правительству сперва сочинениями, потом делами; {Ответ шведского
правительства на манифест 1702 года был публично сожжен в Москве по наущению Паткуля.
(Примечание Тургенева).} вел жизнь непостоянную и беспокойную, пока Флемминг его не завербовал в
саксонскую службу; увлеченный величием Петра и, быть может, патриотическим желанием упрочить
судьбы своего отечества, поступил в число служителей русского царя, не разрывая, впрочем, связи с
саксонским двором; интриговал, запутывал и распутывал дела, беспрестанно путешествовал, вступал в
сношения с правительствами австрийским, прусским, датским, а при восшествии юного Карла на престол
Стр.1