Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 474748)
Консорциум Контекстум Информационная технология сбора цифрового контента

Туманский В. И.: Биобиблиографическая справка

0   0
Страниц3
ID11807
АннотацияОб авторе (Туманский Василий Иванович).
Кому рекомендованоОб авторе
Туманский В. И.: Биобиблиографическая справка : Статья .— 1990 .— 3 с. — Критика

Предпросмотр (выдержки из произведения)

ТУМАНСКИЙ, Василий Иванович [28. <...> Семейство Туманских оказалось богато литературными дарованиями, в истории русской литературы нач. <...> XIX в. известны имена еще трех Туманских: Ф. О. Туманского, дяди поэта, ученого, историографа, автора первой научной биографии Петра I, издателя журналов "Зеркало света", "Российский магазин", "Лекарство от скуки и забот", и двух его двоюродных братьев -- А. А. Туманского, автора медитативных элегий, и Ф. А. Туманского, которому А. С. Пушкин посвятил стихотворение "Нет, не черкешенка она... <...> . Т. родился и провел детство в усадьбе деда, генерального писаря Малороссии. <...> От первой юности к печальным думам склонен",-- скажет он о себе впоследствии (Брайловский С. В. <...> Московский вестник", в котором активно сотрудничал поэт, назовет его музу "мечтательной" (1828. <...> И. В. Киреевский также отметит элегическую направленность его творчества: "Туманский отличается нежностью чувства и музыкальностью стиха" (Киреевский И. В. <...> Т. получил хорошее домашнее образование, рано пробудились и его литературные интересы. <...> После окончания Харьковской гимназии он учится в петербургском Петропавловском училище (1816-1818). <...> Ранние стихи его выдержаны в духе традиционно-романтических элегий, в них ощутимо подражание французским и немецким романтикам (Э. <...> . Будучи во Франции, он не прерывает своих петербургских литературных связей, регулярно посылая корреспонденции в журнал "Благонамеренный". <...> В Париже состоялось его знакомство с В. К. Кюхельбекером, который немало способствовал формированию его вольнолюбивых взглядов. <...> Кюхельбекер не раз упоминает о Т. в своих дневниках, посвяшает Т. известное стихотворение "К Ахетесу" (в одной из редакций -- "К Туманскому"), образец гражданской лирики 20 гг. <...> Петербургский период (1821 --1823) -- наиболее плодотворный в его творчестве. <...> Творчество Т. типично для поэтики русской элегической школы, сложившейся в 20 гг. <...> Ее отличительные черты -- устойчивый <...>
Туманский_В._И._Биобиблиографическая_справка.pdf
ТУМАНСКИЙ, Василий Иванович [28.II(2.III).1800, с. Чарториги Глуховского у. Черниговской губ,-- 23.III(4.IV).1860, с. Апанасовка Гадячского у. Полтавской губ.] -- поэт. Происходил из родовитой дворянской семьи. Семейство Туманских оказалось богато литературными дарованиями, в истории русской литературы нач. XIX в. известны имена еще трех Туманских: Ф. О. Туманского, дяди поэта, ученого, историографа, автора первой научной биографии Петра I, издателя журналов "Зеркало света", "Российский магазин", "Лекарство от скуки и забот", и двух его двоюродных братьев -- А. А. Туманского, автора медитативных элегий, и Ф. А. Туманского, которому А. С. Пушкин посвятил стихотворение "Нет, не черкешенка она...". Т. родился и провел детство в усадьбе деда, генерального писаря Малороссии. Глубоко обострила его чувствительность и впечатлительность ранняя смерть матери. "От первой юности к печальным думам склонен",-- скажет он о себе впоследствии (Брайловский С. В. И. Туманский.-- С. 5). "Московский вестник", в котором активно сотрудничал поэт, назовет его музу "мечтательной" (1828.-- Ч. 8.-- С. 200). И. В. Киреевский также отметит элегическую направленность его творчества: "Туманский отличается нежностью чувства и музыкальностью стиха" (Киреевский И. В. Обозрение русской словесности за 1829 г. // Альманах "Денница".-- 1830.--С. IX). Т. получил хорошее домашнее образование, рано пробудились и его литературные интересы. После окончания Харьковской гимназии он учится в петербургском Петропавловском училище (1816-1818). В 1817 г. в журнале "Сын отечества" появляется его первое стихотворение -- "Поле Бородинского сражения". В 1818 г. он принимается в действительные члены Вольного общества любителей словесности, наук и художеств и начинает активно сотрудничать в главном органе Общества журнале "Благонамеренный". Ранние стихи его выдержаны в духе традиционно-романтических элегий, в них ощутимо подражание французским и немецким романтикам (Э. Парни,Ш. Мильвуа). В 1819 г. Т. едет в Париж для завершения образования и поступает вольнослушателем в учебное заведение, где слушает лекции известных профессоров того времени (Кузена, Араго и др.). Будучи во Франции, он не прерывает своих петербургских литературных связей, регулярно посылая корреспонденции в журнал "Благонамеренный". В Париже состоялось его знакомство с В. К. Кюхельбекером, который немало способствовал формированию его вольнолюбивых взглядов. Кюхельбекер не раз упоминает о Т. в своих дневниках, посвяшает Т. известное стихотворение "К Ахетесу" (в одной из редакций -- "К Туманскому"), образец гражданской лирики 20 гг. В 1821 г. возвращается в Петербург, где целиком посвящает себя литературной деятельности. Петербургский период (1821 --1823) -- наиболее плодотворный в его творчестве. В это время происходит его творческая переориентация: связи его с "Михайловским (по месту собрания в Михайловском замке) обществом" слабеют и обрываются, и в 1821 г. он становится членом более либерального Вольного общества любителей российской словесности. Творчество Т. типично для поэтики русской элегической школы, сложившейся в 20 гг. XIX в. Ее отличительные черты -- устойчивый, замкнутый условнопоэтический стиль гармонических норм, не допускающий эстетически необработанного бытового слова: "Пустынной жизнью изнуренный / Не увядал бы в цвете я: / Кружился б образ незабвенный / И днем и ночью вкруг меня" -- "Песнь любви" (1826) (см.: Гинзбург Л. Я. О лирике.-- Л., 1974.-- С. 19--51). Однако традиционная элегия 20 гг. насыщается у Т. гражданским звучанием, тираноборческими мотивами, что во многом объясняется атмосферой, царящей в Обществе. Возглавлявший Общество Ф. Н. Глинка рассматривал его как одну из периферийных декабристских организаций, как поле пропаганды декабристских идей. Вольное общество любителей российской словесности сгруппировало вокруг, себя всю передовую молодежь, его членами состояли К. Ф. Рылеев, А. А. и Н. А. Бестужевы, В. К. Кюхельбекер, А. С. Грибоедов, А. А. Дельвиг. Т. принимает активное участие в деятельности Общества, примыкая к его левому крылу. Мировоззрение его формируется в обстановке идей политического и философского радикализма. В 1823 г. в Обществе разгорается полемика между декабристски настроенной группой и правым крылом, возглавляемым фольклористом Н. А. Цертелевым. Т. принимает живейшее участие в полемике с Н. А. Цертелевым и Б. М. Федоровым, выступив с программным стихотворением "Послание к кн. Н. А. Цертелеву" (1823), где он подверг резкой критике эпигонов классицизма и сентиментализма. В творчестве Т. усиливаются героические мотивы: "Гимн богу" (1822), "Век Елисаветы и век Екатерины (Отрывок из послания к Державину)" (1823). Лирика этих лет создается на типично декабристские темы, характерные для вольнолюбивой поэзии 20 гг.: это национальноосвободительная борьба греческого народа -- "Греческая ода (Песнь греческого воина)". (1823), Байрон как глашатай свободы -- "Смотри как Байрон.." (1823). Такие стихи Т., как "Видение" (1822) и "Черная речка" (1823), отмеченные сильным влиянием В. А. Жуковского, своей усложненной метафоричностью вызывают резкие критические нападки со стороны журнала "Благонамеренный", Однако в целом по своей стилистической ориентации Т. остается характерным представителем элегической линии поэзии 20 гг.
Стр.1