Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 471109)
Консорциум Контекстум Информационная технология сбора цифрового контента

(О Маяковском)

0   0
Первый авторТретьяков Сергей Михайлович
Страниц9
ID11784
Кому рекомендованоКритика и публицистика
Третьяков, С.М. (О Маяковском) : Статья / С.М. Третьяков .— 1921 .— 9 с. — Критика

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Жадно пьются полуневидные сбитые строки московских газет -- репертуар театров, народных домов и мест с такими названиями, как "Дворец Искусств", "Дом Печати" и т. п. <...> Разве это не гениальнейшие картины вынесены из салона и поставлены на площади для всех? <...> Почтенные папаши искусства -- Брюсов, Сологуб, обстоятельно пешешествующая тропами умеренными молодежь -- Павлович, Шервинский, Кусиков, Рубанович, родные сердцу буяны и золотоискатели стиха -- Маяковский, Шершеневич, Пастернак, а там уже имена новые, неведомые. <...> Вечера лирики, чтение новых произведений и дебаты по ним, споры и диспуты об эстетических идеях и вероучениях во "Дворце Искусств", "Доме Печати", "Кружке Поэтов и Критиков" -- ведь это же та атмосфера центрального плавильного тигля, где в калении животворящих антагонизмов заостряются души и перья для рожденья новых слов и где аудитория -- опять те же "все", а не одни только... "эстетические дамы и снисходительные мэтры" стихотворных гостиных прежнего времени! <...> Пол, осыпанный опилками, длинные столы и -- с эстрады: едкие, как щелочь, стихи Маяковского; упорная, как декапод, эстетическая проповедь Бурлюка. <...> Стеклянные стены и потолки татуирует футурист Якулов. <...> И вот, когда сейчас мыслишь себе атмосферу "Дворца" или, лучше сказать, "Дворцов Искусств", думаешь, не живые ли альманахи родоначальники этого непрерывного общения поэтов между собой и с аудиторией, этого водружения лозунга, утверждающего "песнь нашу насущную даждь нам днесь". <...> Помню, в 1913 году, в кипени новаторского бунта, Москва родила два лагеря -- один критики именовали "кубофутуристами"; другие, группируясь вокруг журнала "Мезонин Поэзии" с Шершеневичем во главе, в процессе самоопределения выдвинули наименование "презентистов", т. е. поэтов настоящего. <...> Слишком терпок был футуризм языкам, только что начавшим отвыкать от кухни символизма на лампадном масле мистики, слишком трудно было приять сразу и безраздельно до пределов абсурда бунтарский <...>
(О_Маяковском).pdf
С. Третьяков <О Маяковском> В. В. Маяковский: pro et contra / Сост., вступ. статья, коммент. В. Н. Дядичева. -- СПб.: РХГА, 2006. (Русский Путь). OCR Бычков М. Н. СОДЕРЖАНИЕ Ухом к земле Поэт на трибуне С. ТРЕТЬЯКОВ Ухом к земле (Москва теперь) Если в тихую ночь приложиться ухом к земле, то слышны гулы и топоты -- город ли близлежащий, побоище ли, топот ли стада. Часто это только стук собственного сердца, говорят насмешливые; нет, неверно -- это скорее сердце ловит за тысячеверстные звуки и ступания и, учащаясь в своем биении, передает уху то, до чего ему не дослышаться. Жадно пьются полуневидные сбитые строки московских газет -- репертуар театров, народных домов и мест с такими названиями, как "Дворец Искусств", "Дом Печати" и т. п. Читая репертуар театров и концертов, с радостью приветствуешь такие имена, как Шаляпин, Нежданова, Гельцер, Орлов, Боровский, Шор, а пробегая строку "Шаляпин поет в Малаховке", вспоминаешь, как мерз и ребра себе разламывал из недели в неделю в тройных жгутах ждущих людей вокруг Большого театра в Москве в 1910 году на того же Шаляпина. Разве это не гениальнейшие картины вынесены из салона и поставлены на площади для всех? По хронике литературной жизни судя, жизнь бьет ключом небывалым. Опять имена, ставшие еще роднее в разлуке. Почтенные папаши искусства -- Брюсов, Сологуб, обстоятельно пешешествующая тропами умеренными молодежь -- Павлович, Шервинский, Кусиков, Рубанович, родные сердцу буяны и золотоискатели стиха -- Маяковский,Шершеневич, Пастернак, а там уже имена новые, неведомые. Вечера лирики, чтение новых произведений и дебаты по ним, споры и диспуты об эстетических идеях и вероучениях во "Дворце Искусств", "Доме Печати", "Кружке Поэтов и Критиков" -- ведь это же та атмосфера центрального плавильного тигля, где в калении животворящих антагонизмов заостряются души и перья для рожденья новых слов и где аудитория -- опять те же "все", а не одни только... "эстетические дамы и снисходительные мэтры" стихотворных гостиных прежнего времени! Хочется учуять обстановку, в которой протекает эта ежедневная работа, этот непрерывный турнир искусств. * * * Помню, какой пощечиной салонному искусству прозвенело "Кафе Поэтов", созданное Маяковским, Бурлюком и Каменским в бывшей прачечной на Настасьинском переулке! Пол, осыпанный опилками, длинные столы и -- с эстрады: едкие, как щелочь, стихи Маяковского; упорная, как декапод, эстетическая проповедь Бурлюка. Буржуа с опаской входят, похихикивают, наполняют желудки и "прикасаются искусству". Дни октября 1917 года. И вот в начале 1918 года, незадолго до усмирения анархистов, помню вечер в "Кафе Поэтов". Кафе полно матросов, солдат-красногвардейцев, рабочих. Все стоят. С эстрады
Стр.1