Оригинал здесь - http://www.rulex.ru/01190038.htm
Трефолев (Леонид Николаевич) - поэт и публицист. Родился в 1843 году, в Любиме, Ярославской
губернии, кончил курс в ярославской гимназии и ярославском юридическом лицее. Служил некоторое
время в ярославском губернском правлении, с 1872 года редактирует "Вестник Ярославского Земства",
где поместил массу сведений о местной жизни вообще и земской в частности. Писал много
корреспонденций и разных сообщений в местные и столичные издания; поместил ряд статей,
касающихся старины и современного состояния края в "Ярославских Губернских Ведомостях", "Русском
Архиве", "Историческом Вестнике" и др. Как поэт, выступил в 1864 году; стихи его появились в "Деле",
"Отечественных Записках", "Вестнике Европы", "Наблюдателе", "Русском Обозрении", "Русской Мысли"
и др. Стих у Трефолева очень бойкий; по характеру своей поэзии ближе всего примыкает к Некрасову .
Из юмористических стихотворений Трефолева большой известностью пользуются его "Песня о
камаринском мужике" ("Как на улице Варваринской спит Касьян мужик камаринский") - на мотив
известной народной песни. Трефолев очень много переводил из славянских и польских поэтов (больше
всего из Сырокомли). В 1894 году издал свои стихотворения отдельной книжкой. Кроме того отдельным
изданием вышли: "Заметка о первом провинциальном журнале "Уединенный Пошехонец" (Ярославль,
1882); "Славянские отголоски", стихотворения (Ярославль, 1877); "Странники. Эпизод из истории
раскола и Увеселения города Мологи" (Ярославль, 1866); "Очерк деятельности ярославского губернского
земства. Народное образование" (вып. 1, Ярославль, 1896).
Жданов В. Трефолев // Литературная энциклопедия: В 11 т. - [М.], 1929-1939.
Т. 11. -М.: Худож. лит., 1939. - Стб. 383-385.
http://feb-web.ru/FEB/LITENC/ENCYCLOP/leb/leb-3832.htm
ТРЕФОЛЕВ Леонид Николаевич [1839-1905] - поэт. Род. в г. Любиме, Ярославской губ., в семье
мелкого чиновника. В 1856 окончил ярославскую гимназию. В следующем году впервые начал
печататься (на страницах "Ярославских губернских ведомостей"). В течение нескольких лет Т.
продолжал сотрудничать в этом издании, поместив в нем довольно много стихотворений ("Иван
Сусанин", "Катанье" и др.) и переводов, в частности из Беранже ("Добрая старушка"). С 1864 стихи Т.
начинают появляться в столичной печати - журналах и газетах: "День", "Дело", "Искра", "Развлечение",
"Народный голос", "Отечественные записки" (80-х гг.), "Вестник Европы" и др. Т. почти всю жизнь
прожил в Ярославле. С 1866 по 1871 Т. редактировал неофициальную часть "Ярославских губернских
ведомостей". С 1872 до смерти служил в земстве, одновременно редактируя "Вестник ярославского
губернского земства". Т. много занимался историей Северного края. Его исторические статьи и
краеведческие очерки печатались в "Русском архиве", "Историческом вестнике" и др. журналах.
Как поэт Т. сформировался в некрасовской школе. Для лучших произведений Т. характерны
мотивы любви к народу, горячего сочувствия его нуждам. В стихах Т. тепло очерчены образы столичной
городской бедноты (напр. "Песня рабочих"); но с особенным вниманием он рисует жизнь нищего,
задавленного нуждой и трудом крестьянства ("Песнь о камаринском мужике", небольшая поэма "На
бедного Макара и шишки валятся" и др.).
Демократической поэзии Т. не свойственна яркая революционная целеустремленность,
придававшая такую силу творчеству Некрасова. В отдельных стихах его (особенно 80-х гг.) звучат ноты
уныния, смирения, народнического преклонения перед долготерпением крестьянства. Но следует
подчеркнуть, что даже в годы мрачной реакции поэта не оставляла вера в могучие силы народа и его
грядущее освобождение. Об этом свидетельствуют, в частности, стихотворение "Макар", сказка "Два
Мороза Морозовича".
В отличие от многих других поэтов, Т. не сложил оружия в эпоху вырождения народничества.
Именно во вторую половину своей деятельности он создал ряд сатир, обличавших современный строй. В
1881 в щедринских "Отечественных записках" была напечатана прекрасная сатира на либерализм
("Буйное вече"). Т. принадлежат также злые эпиграммы на "литературного жандарма" Каткова,
Александра III, Победоносцева и других апологетов самодержавия. Эти эпиграммы не могли появиться в
печати до революции.
К оригинальным стихотворениям Т. примыкают его многочисленные переводы из П. Дюпона,
Гейне, Гервега,Шевченко, Сырокомли и др. поэтов, народная и обличительная тематика к-рых совпадала
с тенденциями гражданской поэзии Т.
Поэтическое мастерство Т. в значительной мере определяется его интересом к народной речи,
стремлением отразить песенные размеры и ритмы. Благодаря простоте языка, напевности, песенным
интонациям, многие стихи Т. приобрели широкую известность в качестве народных песен; сюда
относятся "Дубинушка", "Камаринская", "Когда я на почте служил ямщиком" (перевод "Ямщика" В.
Стр.1