Тредиаковский Василий Кириллович
Письмо к приятелю о нынешней пользе гражданству от поэзии
Русская критика XVIII-XIX веков. Хрестоматия. Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по
специальности N 2101 "Рус. яз. и литература", Сост. В. И. Кулешов.М., "Просвещение", 1978.
OCR Бычков М. Н.
Хотя Тредиаковский прослыл малоталантливым поэтом, не сумевшим в своем творчестве
осуществить провозглашенную им в "Новом и кратком способе к сложению российских стихов" (1735)
реформу русского стихосложения, тем не менее его неоднократные выступления как критика и ученогофилолога
имели большое значение для русской литературы своего времени. Тредиаковский, как и
Ломоносов, был критиком-теоретиком формировавшегося в русской литературе классицизма. В
"Рассуждении об оде вообще" он обратил внимание на некоторые признаки одного из высоких жанров
классицизма, в предисловии к "Тилемахиде" разработал теорию жанра эпопеи, в "Рассуждении о
комедии вообще" затронул вопрос о театре, о гротеске и заострениях.
Тредиаковский выступал как критик-патриот, много и серьезно радевший об успехах русской
литературы. Таково помещаемое здесь его "Письмо к приятелю о нынешней пользе гражданству от
поэзии".
Текст печатается по изд.: Тредиаковский В. К. Соч., т. 1. СПб, изд. А. Смирдина, 1849, с. 205-210.
Давно уже вам уповаю известно, что употребление стихов и стихотворения весьма отдаленные и
преглубокие есть древности; что важная их должность, в тогдашнем человеческом обществе, заслужила
им у всех высокое почтение, и что народам, кои наилучший успех пред прочими в них имели, приобрели
они крайнее прославление. Подлинно, отменным сим родом красноречия, древность описывала храбрые
и славные дела великих людей, наставляла к добродетели, и человеческие исправляла нравы,
философические предлагала догматы, полагала уставы к получению от правосудия как истинного
благополучия, так и спокойного сожития, записывала прошедшие бытия и достопамятные приключения,
утверждала тайны, ныне смеха и мерзости достойные, тогда ж благовейного страха и крайней чести
удостоившиеся, языческие мнимые богословии: а в еврейском народе и самому истинному богу молитвы
приносила, благодарения воздавала, честь воссылала, славу и должные хвалы восписывала.
Сия многодельная должность стихов в древности, и получаемая тогда от них несказанная польза,
была бы в наши времена равной важности и толикого ж почтения, ежели б ныне не отняты у поэзии были
все оные толь высокие преимущества, наши веки, довольствуясь другим родом краснословия, все то
описывают, записывают, уставляют, утверждают, прославляют и украшают речию, данною нам с самого
начала нашего выговора, именно ж прозою: а стихам отдали токмо оды, трагедии, комедии, сатиры,
элегии, эклоги, басни, песенки, краткие эпиграммы и кратчайшие тех при эмблемах леммы {Подписи,
стихотворные изречения, формулы.}.
Ясно вам видеть можно, государь мой, что прежде стихи были нужное и полезное дело; а ныне
утешная и веселая забава, да к тому ж плод богатого мечтания к заслужению не того вещественного
награждения, которое есть нужно к препровождению жизни, но такого воздаяния, кое часто есть пустая и
скоро забываемая похвала и слава.
Правда, и ныне еще в самых политичных народах знатные деяния, прославившихся монархом и
полководцем, описывают стихами; а род сей стихотворения называется эпическим и героическим. Сие
самое есть сильным побуждением к описанию жития, дел, глубокого и острого ума, добродетельных
нравов и христианских добродетелей, несравненного в древности и ныне, преселенного от нас, по
неиспытанным судьбам, но с несказанного нашею горстию в небо, у блаженного нашего автократора и
императора Петра {Имеется в виду русский император Петр I.}, словом, делом, сердцем и умом
великого, для бессмертной его памяти: но понеже проза великую уже получила силу, власть и честь, то
чаятельно, что и сие важное дело возьмет на себя история. И как вы, государь мой, изволите меня
всеприятным вашим спрашивать, какая ж бы ныне была уже в поэзии и в стихах нужда, когда все-на-все
исправляется прозою? То имею честь вам на сие донесть прямо, как обстоятельства времен советуют
(оставляю уже, что святой Иоанн Дамаскин {Дамаскин Иоанн (ок. 675 - ок. 754) - византийский философ,
богослов и поэт. Особенно прославился своими канонами, церковными песнопениями.} и многие из
Стр.1