Толстой Л.Н. против "догмата о троице". <...> Новый лжеучитель, граф Лев Толстой... проповедует, с ревностью фанатика, ниспровержение всех
догматов Православной Церкви и самой сущности веры христианской... отвергает личного живого Бога
во святой Троице славимого"
Определение Святейшего Синода от 20-22 февраля 1901 года. <...> Смотри: http://az.lib.ru/t/tolstoj_lew_nikolaewich/text_0498.shtml
Толстой Лев Николаевич
Исследование догматического богословия
Смотри: http://az.lib.ru/t/tolstoj_lew_nikolaewich/text_0150.shtml
Прислал толстовец Пиотровский Ю.Г. 14.4.2005. <...> Не приступая еще к раскрытию самого догмата, я невольно останавливаюсь перед словом: "в
лицах", "лице божие". <...> Я прочел и изучил изложение догмата о существе божием; там не было
определения слова "лица" или "ипостаси", которое было употреблено при определении троицы. <...> ) Но, может быть, определение этого
слова, столь необходимое для постигновения троицы, выяснится из самого изложения? <...> Признавая только, что бог есть един, мы не
вправе называться христианами: единого бога признают и иудеи, не признавшие Христа-спасителя за
мессию и отвергающие христианство, исповедуют и магометане, допускали и допускают многие
древние и новые еретики в недрах самого христианства. <...> Полное христианское учение о боге, которое
необходимо содержать сердцем и исповедывать устами, чтобы достойно носить имя христианина,
состоит в том, что бог и един и троичен, един по существу, троичен в лицах (стр. <...> Все перечисленные в отделе о существе бога свойства бога, как
беспредельность, неизмеримость и другие, исключают понятие лица. <...> То, что бог есть дух, еще более
несогласимо с лицом. <...> Ответа нет, и изложение идет далее:
Это учение составляет самый коренной догмат собственно христианский, на нем
непосредственно основываются и, следовательно, с отвержением его неизбежно отвергаются догматы
о нашем искупителе господе Иисусе, о нашем освятителе--всесвятом <...>
Против_троицы.pdf
Толстой Л.Н. против "догмата о троице".
В январе 1871 года Толстой отправил Фету письмо: "Как я счастлив,.. что писать дребедени многословной
вроде "Войны" я больше никогда не стану" Толстой Л.Н. ПСС. т.61, стр.247.
6.12.1908 года Толстой записал в дневнике: "Люди, любят меня за те пустяки - "Война и мир" и т.п.,
которые им кажутся очень важными" Толстой Л.Н. ПСС. т.56, стр.162.
Летом 1909 года один из посетителей Ясной Поляны выражал свой восторг и благодарность за создание
"Войны и мира" и "Анны Карениной". Толстой ответил: "Это все равно, что к Эдисону кто-нибудь пришел
и сказал бы: "Я очень уважаю вас за то, что вы хорошо танцуете мазурку".
Я приписываю значение совсем другим своим книгам (религиозным!!)"
Гусев Н.Н. Два года с Л.Н.Толстым,М., 1973. с.273.
"Новый лжеучитель, граф Лев Толстой... проповедует, с ревностью фанатика, ниспровержение всех
догматов Православной Церкви и самой сущности веры христианской... отвергает личного живого Бога
во святой Троице славимого"
Определение Святейшего Синода от 20-22 февраля 1901 года.
Смотри: http://az.lib.ru/t/tolstoj_lew_nikolaewich/text_0498.shtml
Толстой Лев Николаевич
Исследование догматического богословия
Смотри: http://az.lib.ru/t/tolstoj_lew_nikolaewich/text_0150.shtml
Прислал толстовец Пиотровский Ю.Г. 14.4.2005.
ї24-37
Издание: Л. Н. Толстой, Полное собрание сочинений в 90 томах, академическое юбилейное
издание, том 23, произведения 1879-1884, стр. 103-123.
"Глава II. О боге, троичном в лицах" ї24-37 (стр. 156).
Не приступая еще к раскрытию самого догмата, я невольно останавливаюсь перед словом: "в
лицах", "лице божие". Я прочел и изучил изложение догмата о существе божием; там не было
определения слова "лица" или "ипостаси", которое было употреблено при определении троицы. (Только в
том месте, где оспаривались антропоморфисты, сказано, что под лицами нужно разуметь "проявление и
обнаружение бога в делах". Но, очевидно, это не относится к троице.) Но, может быть, определение этого
слова, столь необходимое для постигновения троицы, выяснится из самого изложения?
Читаю дальше.
Вот вступление:
Истины о боге, едином по существу, и его существенных свойствах, доселе нами изложенные,
не обьемлют собою всего христианского учения о боге. Признавая только, что бог есть един, мы не
вправе называться христианами: единого бога признают и иудеи, не признавшие Христа-спасителя за
Стр.1