Д. П. Святополк-Мирский
АЛЕКСЕЙ ТОЛСТОЙ
Источник: Мирский Д. С. История русской литературы с древнейших времен до 1925 года / Пер.
с англ. Р. Зерновой. -- London: Overseas Publications Interchange Ltd, 1992. -- С. 351--355.
Оригинал здесь: Фундаментальная электронная библиотека.
Самый популярный, самый разносторонний и в конце концов самый значительный из поэтовэклектиков
-- граф Алексей Константинович Толстой, дальний родственник великого романиста. Он
родился в 1817 г. в семье, принадлежавшей к высшей петербургской знати. Мать его была сестрой
романиста Погорельского (Перовского). Он получил прекрасное образование и во взрослом возрасте с
гордостью вспоминал, что мальчиком сидел на коленях у Гете. Он был товарищем игр будущего
императора Александра II и навсегда остался его другом. Во время Крымской войны А. Толстой служил
офицером в ополчении. Кроме этого, если не считать почетной службы при дворе, он не служил никогда.
Жизнь его текла в счастье и довольстве и, если не считать бурного романа с дамой, впоследствии
ставшей его женой, не нарушалась особенными событиями. Жил он в Петербурге, в своем украинском
имении и за границей. Он был космополитом и убежденным западником; в политике -- аристократомлибералом.
Умер он в 1875 г.
Литературную деятельность он начал в 1840 г. фантастическим рассказом в духе немецких
романтиков Упырь, но его поэтическая индивидуальность созрела только в 1854 году, и тогда он начал
регулярно публиковать стихи. Несколько ранее он, вместе со своими кузенами, братьями
Жемчужниковыми, стал публиковать сатирические, юмористические и абсурдные стихи и прозу под
общим псевдонимом "Козьма Прутков". "Козьма Прутков" процветал с 1853 до 1863 года. Кроме
двухтомного собрания стихов, А. Толстой является автором исторического романа Князь Серебряный
(1863) и драматической трилогии (1866--70) (о ней см. ниже).
А. Толстой был эклектиком, как Майков и Полонский, но его эклектизм порожден не столько
механическим компромиссом между внутренним импульсом и внешними силами ("новыми веяниями"),
сколько внутренней гармоничностью и сбалансированностью. Он представлял золотую середину,
mediocritas в лучшем, классическом смысле слова. Многосторонняя, всеобъемлющая, безмятежная
ясность, основанная на идеалистической философии (платонизме) -- главная черта поэзии Алексея
Толстого. Он наименее трагический, наименее дисгармоничный из русских поэтов, но гармония его
чужда благодушия и самодовольства. Она чиста и благородна. В поэзии, как и в жизни, Алексей Толстой
-- джентльмен с головы до ног.
Не будучи великим и оригинальным поэтом, способным преодолеть тесные пределы своего
выродившегося века, Толстой разделял со своими современниками некоторую техническую неумелость;
порою встречалась у него рыхлость и нечеткость ритма, неточность поэтического языка. Но у него было
чувство слова, благодаря которому он в конце концов с грехом пополам дотащился до собственного
стиля. Он владел разнообразными способами выражения, распространяющимися на разные манеры и
сюжеты. Он, без сомнения, величайший из русских юмористических поэтов-абсурдистов, а в то же время
в высокой манере у него не было соперников среди поэтов его поколения. Ничто после Державина не
может сравниться по торжественной красоте с его переложением молитвы Иоанна Дамаскина о мертвых,
заупокойной молитвы православной церкви. Лирика его бывает затрепанной, в ней много банального и
сентиментального, но многие его стихи сохранили всю свою свежесть и даже сегодня производят
впечатление восхитительно-чистой росы. Главное их очарование -- тот поэтический реализм, который,
пожалуй, есть исключительная монополия русского XIX века и чудесный образчик которого дает в своем
переводе Морис Бэринг, в предисловии к Оксфордской антологии русской поэзии.
Что касается его больших поэм, то Дракон -- из истории Италии времен гвельфов и гибеллинов,
написанный терцинами -- содержит целые пассажи звучных стихов, и в самом деле напоминающих
величие Данте, как, например, блестящая обвинительная речь гвельфа против предательских
гиббелинских городов Северной Италии, где простое перечисление имен ломбардских городов
производит впечатление грозной красоты. Самая оригинальная и прелестная из его поэм -- это Портрет
(1874), романтическая юмористическая поэма в октавах, в стиле пропущенного через Лермонтова
байроновского Дон Жуана, рассказывающая о любви восемнадцатилетнего поэта к портрету дамы
восемнадцатого века. Смесь юмора и полумистической романтики замечательно удачна, и чувство
Стр.1