Козьмин Б. Ткачев // Литературная энциклопедия: В 11 т. - [М.], 1929-1939.
Т. 11. -М.: Худож. лит., 1939. - Стб. 281-284.
http://www.feb-web.ru/feb/litenc/encyclop/leb/leb-2811.htm
ТКАЧЕВ Петр Никитич [1844-1885] - публицист и лит-ый критик. Происходил из
мелкопоместной дворянской семьи. В 1861 поступил в Петербургский ун-т; вскоре принял участие в
студенческом движении, был арестован и вследствие закрытия ун-та правительством вынужден
прекратить занятия в нем. Тогда же Т. принял деятельное участие в революционных кружках, в связи с
чем в 1862 был арестован и приговорен к трем месяцам тюрьмы. В том же году началась лит-ая
деятельность Т.; он сотрудничал в "Библиотеке для чтения", "Времени", "Эпохе" и др. журналах. С конца
1865 Т. стал постоянным сотрудником "Русского слова" и заменившего его "Дела". К концу 60-х гг. Т.
как публицист приобрел значительную популярность в кругах мелкобуржуазной интеллигенции.
Одновременно с лит-ой деятельностью он продолжал и революционную работу, неоднократно
подвергаясь обыскам и арестам. Сблизившись с С. Г. Нечаевым, Т. вместе с ним руководил
студенческим движением 1869 в Петербурге, написал и напечатал прокламацию с изложением
студенческих требований ("К обществу"), в связи с чем снова подвергался аресту и в 1871 по процессу
нечаевцев приговорен к 1 г. 4 мес. тюрьмы. По отбытии наказания Т. был выслан в Псковскую губ.,
откуда в конце 1873 бежал за границу. Поселившись в Швейцарии, он пытался сотрудничать в журн. П.
Л. Лаврова "Вперед", но вскоре, убедившись в разногласиях относительно задач и методов
революционной деятельности, порвал с Лавровым. Сблизившись с группой русских и польских
эмигрантов-бланкистов, Т. вместе с ними издавал журнал "Набат" [1875-1881], орган русского
бланкизма. Участвовал Т. и во французском бланкистском органе "Ni dieu, ni maître". Эмиграция не
помешала Т. продолжать сотрудничество в "Деле". В 70-х гг. он был одним из ближайших сотрудников
этого журнала, выступая в нем под различными псевдонимами: Никитин, Нионов, Постный, Все тот же и
др. В 1882, вследствие тяжелой болезни, лит-ая деятельность Т. прекратилась.
Примыкая в идейном отношении к русским просветителям 60-х гг., Т. тем не менее занимал в их
среде обособленное место. Знакомство с теорией К. Маркса убедило Т. в том, что не сознание людей
определяет их бытие, а бытием определяется их сознание. Еще в 1865 Т. заявил себя приверженцем
учения Маркса. Ткачев в своих статьях не раз делал попытки установить и объяснить зависимость
отдельных конкретных явлений жизни от экономики. Но это не делало Т. марксистом. Учение Маркса
оставалось непонятым Т. Его экономический материализм был пропитан психологизмом и стоял в
непосредственной связи с утилитарной системой морали, сторонником которой являлся Т. Деятельность
как отдельного человека, так и общества определяется, по Т., расчетом, соображениями о личных
выгодах; вследствие этого интерес экономический приобретает первенствующее значение. Понимая
противоположность классовых интересов и неизбежность борьбы между различными классами
общества, Т. рассматривал ее как частный вид всеобщей борьбы, наблюдающейся в истории
человечества: борьбы государств, национальностей, общественных групп и индивидов между собою.
Оставалась Т. чужда и диалектика Маркса, что было связано и с общими философскими взглядами Т. Не
понимая философии Гегеля и отзываясь о ней, как о "чепухе", Т. выступал как сторонник общественнонаучного,
механистического материализма в духе Писарева. Наконец для Т. оставались чуждыми и
взгляды Маркса на историческую роль пролетариата. Социальная революция рисовалась Т. как
переворот, совершаемый "сознательным" меньшинством, захватывающим при помощи заговора
государственную власть и устанавливающим свою диктатуру в целях проведения в жизнь ряда
социальных реформ.
В области литературно-критической Т. выступал как сторонник реалистической критики
Чернышевского и его последователей, однако сильно вульгаризируя ее. К "критике эстетической" и к
теории "искусства для искусства" Т. относился резко отрицательно. Такую критику он упрекал в полном
субъективизме. Т. отвергал существование единого эстетического критерия, указывая, что эстетические
воззрения не только изменяются с течением времени, но и в одно и то же время бывают законно
различны у людей различного общественного положения. В отличие от критики эстетической, Т.
стремился доказать возможность критики, основанной на научных началах. Т. считал, что даже
Добролюбов и Писарев не сумели избавиться от влияния эстетической критики. Писарев, по мнению Т.,
оценивал художественные произведения с точки зрения абстрактного идеала, и это делало его метод
критики идеалистическим. Для того, чтобы стать научной, критика должна всецело отбросить вопрос о
субъективных ощущениях, вызываемых в нас творением художника, и искать норм для оценки его в
сумме социальных и исторических факторов. Лит-ый критик должен ограничиться оценкою
"психологической" и "жизненной правды" художественного произведения, оставляя в стороне его
"художественную правду". Сообразно с этим в художественном произведении Т. в первую очередь
интересуют такие вопросы, как влияние жизненных условий на творчество художника, общественный
Стр.1