Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634757)
Контекстум
.

Воспоминания о Л.А.Сулержицком

0   0
Издательство[Б.и.]
Страниц29
ID11252
АннотацияОб авторе (Сулержицкий Леопольд Антонович). Воспоминания О. И. Поль-Сулержицкой (жены Л.А.Сулержицкого), Е.Д.Россинской, А.А.Пархоменко-Сац, Е.П.Пешковой (жены М.Горького), К.С.Станиславского, Е.Б.Вахтангова, В.Э.Мейерхольда
Кому рекомендованоОб авторе
Воспоминания о Л.А.Сулержицком : Книга очерков .— : [Б.и.], 1917 .— 29 с. — Мемуары .— URL: https://rucont.ru/efd/11252 (дата обращения: 25.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Воспоминания о Л.А.Сулержицком Date: 30 января 2009 Изд: Сулержицкий Л. А. <...> Из детства и юности В Житомире, в бедной трудовой семье, родился 15 ноября 1872 года первенец -- Леопольд Антонович Сулержицкий. <...> Уже пяти лет от роду Поля (Леопольд) сам выучился читать по кубикам, на которые отец для него наклеил азбуку. <...> Сорганизовав из товарищей труппу, он взял на себя роли актера, режиссера, администратора, композитора и оркестра. <...> Отец, чуткий ко всему художественному, не мог не заметить декораций, написанных сыном к "Гамлету", и, почувствовав у него настоящее дарование к живописи, через год, по просьбе своего мальчика, отдал его в школу живописи Мурашко. <...> Леопольд Антонович не мог забыть слово "театр", и, познакомившись с артистами оперы Тартаковым и Смирновой, он все вечера стал проводить в опере за кулисами. <...> Мальчик помогал ставить декорации, бутафорию, вызывал актеров, поднимал занавес и даже, пропуская занятия в гимназии, появлялся на репетициях. <...> Случилось однажды, что Леопольд Антонович замешкался на сцене и не заметил, как поднялся занавес. <...> В Новоконстантинове Леопольд Антонович Сулержицкий отвозил шрифт в Нижний Новгород Максиму Горькому в то время, как была арестована его жена, Ольга Ивановна*. <...> Благодаря его голодовкам в тюрьме Ольга Ивановна била выпущена через месяц из одиночки и выслана, согласно ее выбору, в Подольскую губернию, где у нее были дальние родственники. <...> Уезжая из Москвы, Ольга Ивановна совершенно случайно оказалась в одном вагоне с Сергеем Львовичем Толстым. <...> Таким образом Ольга Ивановна узнала все, что надо было, и сообщила мужу о месте своей высылки. <...> Через месяц они встретились в местечке Новоконстантинове Подольской губернии, где и прожили год, поддерживаемые нежными заботами и материальной помощью М. Горького <...> Но для Сулера не было веры без дел, не было слов, не претворенных в жизнь, не укрепленных <...>
Воспоминания_о_Л.А.Сулержицком.pdf
Воспоминания о Л.А.Сулержицком Date: 30 января 2009 Изд: Сулержицкий Л. А. Повести и рассказы. Статьи и заметки о театре. Переписка. Воспоминания о Сулержицком.М., "Искусство", 1970. OCR: Адаменко Виталий (adamenko77@gmail.com) REM: Воспоминания О. И. Поль-Сулержицкой (жены Л.А.Сулержицкого), Е.Д.Россинской, А.А.Пархоменко-Сац, Е.П.Пешковой (жены М.Горького), К.С.Станиславского, Е.Б.Вахтангова, В.Э.Мейерхольда ВОСПОМИНАНИЯ О Л. А. СУЛЕРЖИЦКОМ О.И.ПОЛЬ-СУЛЕРЖИЦКАЯ I. Из детства и юности В Житомире, в бедной трудовой семье, родился 15 ноября 1872 года первенец -- Леопольд Антонович Сулержицкий. Ему был год от рождения, когда его отец переехал в Киев, где и открыл переплетную мастерскую, очень скоро завоевавшую в городе известность. Мастерская постоянно была завалена книгами роскошных художественных изданий, и ничто не доставляло такой радости едва лепетавшему ребенку, как рассматривание картинок. Уже пяти лет от роду Поля (Леопольд) сам выучился читать по кубикам, на которые отец для него наклеил азбуку. Скоро мальчик так пристрастился к чтению, что стоило большого труда вытащить его из-под верстака, где на бумажных обрезках он устроил свой уголок-читальню. Но не одно чтение увлекало мальчика -- он также любил живопись и музыку. У матери (мать Леопольда Антоновича -- акушерка) был большой красивый голос, она часто пела, а отец аккомпанировал ей на флейте. Заметив, с каким вниманием Поль и его братишка слушают музыку, отец решил обоих учить на скрипке и, кроме того, отдал старшего в гимназию. Скоро выяснилось, что отец не может справиться с такими расходами и, несмотря на исключительные способности обоих мальчиков, мог дать музыкальное образование только одному. Он оставил Полю в гимназии, а младшего* стал готовить в консерваторию. * Александр Антонович Сулержицкий, талантливый скрипач, подававший большие надежды. Умер в молодых годах. (Прим. О. И. Поль-Сулержицкой.) Лишившись музыки, а вскоре и матери, мальчик окончательно зарылся в книги. Ему было уже двенадцать лет, когда в мастерскую принесли переплетать Собрание сочинений Шекспира. Книги тотчас же переехали под верстак. "Гамлет" произвел настолько сильное впечатление, что мальчик решил его поставить на сцене. Сорганизовав из товарищей труппу, он взял на себя роли актера, режиссера, администратора, композитора и оркестра. Рано развившаяся способность к звукоподражанию давала ему возможность изображать целый оркестр, имитируя различные инструменты*. Помещение под спектакль, который был платным того, для чтобы вернуть занятые на расходы по постановке 5 рублей, было предоставлено одним из товарищей. * Эта способность сохранилась у него навсегда, и еще в 1906 г. в Ялте после спектакля оперы Цезаря Кюи "Сын мандарина", в котором Л. А. пел заглавную партию, автор оперы и актеры до слез хохотали, слушая увертюру "Кармен" в исполнении Сулержицкого, имитировавшего оркестр под собственным дирижерством. (Прим. О. И. Поль-Сулержицкой.) Однако спектаклю не суждено было быть сыгранным: когда Дух, поставленный режиссером для большего впечатления на ходули и задрапированный простынями, стал говорить с Гамлетом, он споткнулся и, падая, свалил со шкафа лампу. Начался пожар, зрители выбежали на мороз, не успев захватить даже верхнее платье. Кто-то вызвал пожарный обоз. Хотя все было затушено собственными средствами, все же отцу Леопольда Антоновича и хозяину квартиры пришлось уплатить пожарным за беспокойство. Поле велено было забыть слово "театр". Так печально окончился первый спектакль в постановке Сулержицкого, и все же он имел для мальчика очень важное последствие. Отец, чуткий ко всему художественному, не мог не заметить
Стр.1