Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634417)
Контекстум
.

Сухово-Кобылин, Писемский и малые драматурги

0   0
Первый авторСвятополк-Мирский
Издательство[Б.и.]
Страниц2
ID11243
Аннотация"Об авторе (Сухово-Кобылин Александр Васильевич). Глава из книги ""История русской литературы с древнейших времен до 1925 года""."
Кому рекомендованоОб авторе
Святополк-Мирский, Д. Сухово-Кобылин, Писемский и малые драматурги : Очерк / Д. Святополк-Мирский .— : [Б.и.], 1926 .— 2 с. — Критика .— URL: https://rucont.ru/efd/11243 (дата обращения: 17.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Мирский Д. С. <...> Сухово-Кобылин, Писемский и малые драматурги Глава из книги "История русской литературы с древнейших времен до 1925 года ". <...> Д. С. История русской литературы с древнейших времен до 1925 года / Пер. с англ. <...> Оригинал находится здесь: Фундаментальная электронная библиотека ---------------------------------------------------------------------------Было только два драматурга, приближавшихся к Островскому если не по количеству, то по качеству своих произведений, и это были Сухово-Кобылин и Писемский, оба более традиционные, более "искусственные" и более театральные, чем он. <...> Он считал метафизику своим истинным призванием, перевел всего Гегеля на русский язык и много лет работал над оригинальным философским трудом в гегелевском духе. <...> Но его рукописи погибли во время пожара, а в печати не осталось никаких следов его философских сочинений. <...> Писание пьес было только коротким эпизодом в его жизни. <...> Поразительно то, что ни его метафизические наклонности, ни отсутствие профессионализма в драматургии никак не повлияли на его пьесы. <...> Они на удивление свободны от идей, а по сценичности не имеют соперников в русской литературной драме. <...> Единственным важным событием в жизни Сухово-Кобылина было убийство в 1850 г. его любовницы-француженки, к которой он был глубоко привязан. <...> Этот эпизод, столкнувший его лицом к лицу с ужасами и нелепостями дореформенных судов, оставил глубокий след в его душе и внушил ему ту злобную ненависть ко всему классу чиновников, которая переполняет две его последние пьесы. <...> Все его драматургическое наследие - это три комедии: Свадьба Кречинского (поставлена в 1855 г.), Дело и Смерть Тарелкина. <...> Свадьба Кречинского - чистая плутовская комедия, где жулик одерживает победу над глупостью добродетельных персонажей. <...> Критики нашли, что в ней не хватает идей, что она слишком зависит от интриги и вообще слишком выдержана во французском стиле. <...> Но у зрителей она имела небывалый успех <...>
Сухово-Кобылин,_Писемский_и_малые_драматурги.pdf
Мирский Д. С. Сухово-Кобылин, Писемский и малые драматурги Глава из книги "История русской литературы с древнейших времен до 1925 года ". ---------------------------------------------------------------------------Мирский Д. С. Сухово-Кобылин, Писемский и малые драматурги // Мирский Д. С. История русской литературы с древнейших времен до 1925 года / Пер. с англ. Р. Зерновой. - London: Overseas Publications Interchange Ltd, 1992. - С. 382-386. Оригинал находится здесь: Фундаментальная электронная библиотека ---------------------------------------------------------------------------Было только два драматурга, приближавшихся к Островскому если не по количеству, то по качеству своих произведений, и это были Сухово-Кобылин и Писемский, оба более традиционные, более театральные, чем он. Александр Васильевич Сухово-Кобылин (1817-1903) "искусственные" и более был типичный образованный дворянин своего поколения, пропитанный Гегелем и немецким идеализмом. Он считал метафизику своим истинным призванием, перевел всего Гегеля на русский язык и много лет работал над оригинальным философским трудом в гегелевском духе. Но его рукописи погибли во время пожара, а в печати не осталось никаких следов его философских сочинений. Писание пьес было только коротким эпизодом в его жизни. Поразительно то, что ни его метафизические наклонности, ни отсутствие профессионализма в драматургии никак не повлияли на его пьесы. Они на удивление свободны от идей, а по сценичности не имеют соперников в русской литературной драме. Единственным важным событием в жизни Сухово-Кобылина было убийство в 1850 г. его любовницы-француженки, к которой он был глубоко привязан. Его заподозрили в том, что он виновен в этом преступлении, и семь лет он находился под судом (некоторое время и в тюрьме); только в 1857 он был наконец оправдан. Этот эпизод, столкнувший его лицом к лицу с ужасами и нелепостями дореформенных судов, оставил глубокий след в его душе и внушил ему ту злобную ненависть ко всему классу чиновников, которая переполняет две его последние пьесы. Все его драматургическое наследие - это три комедии: Свадьба Кречинского (поставлена в 1855 г.), Дело и Смерть Тарелкина. Последние две появились в печати в 1869 г., но надолго были запрещены к постановке. Свадьба Кречинского - чистая плутовская комедия, где жулик одерживает победу над глупостью добродетельных персонажей. Критики нашли, что в ней не хватает идей, что она слишком зависит от интриги и вообще слишком выдержана во французском стиле. Но у зрителей она имела небывалый успех и сделалась одной из любимых и надежнейших пьес русского репертуара. По известности своего текста она может соперничать с Горем от ума и с Ревизором. Цитаты из нее до сих пор у всех на языке. Как комедия интриги она не имеет соперниц на русском языке, за исключением Ревизора, а характеры обоих мошенников, Кречинского и Расплюева, принадлежат к самым запоминающимся во всей портретной галерее русской литературы. Дело и Смерть Тарелкина совершенно иные по тону. Это сатиры, рассчитанные, по словам самого автора, не на то, чтобы зритель рассмеялся, а на то, чтобы он содрогнулся. Злость этой сатиры такова, что рядом с этими пьесами Салтыков кажется безобидным. Даже для радикалов шестидесятых годов это было чересчур. Сухово-Кобылин использовал тут метод гротескного преувеличения и неправдоподобного окарикатуриванья, типа того, что применял Гоголь, но гораздо бесстрашнее и яростнее, - а методы эти были глубоко чужды русскому реализму. В наше время, когда мы расстались с условностью непременного жизнеподобия, мы более способны оценить по достоинству сатиру Сухово-Кобылина. Смерть Тарелкина с ее колоссальным цинизмом и жестокостью в обрисовке торжествующего и бесстыдного порока, в последнее время имела значительный успех. Это единственная в своем роде вещь, которая совмещает мудро рассчитанную жестокость Бен Джонсона со страстной серьезностью свифтовской ярости. Писемский начал свою карьеру драматурга комедиями (Ипохондрик, 1852), в которых он щедро пользовался гоголевской традицией фарса и совмещения несовместимого. Но главным его достижением была реалистическая трагедия. Этот жанр в России представлен фактически только двумя вещами - Горькой судьбиной Писемского (1860) и Властью тьмы Толстого. При всей силе и
Стр.1