Оригинал здесь - http://www.rulex.ru/01180674.htm
Суханов (Михаил) - самоучка-поэт (умер в 1843 г.), крестьянин Архангельской губернии. Рано
выучился грамоте и пристрастился к чтению; случайно в его руки попали стихотворения Ломоносова,
которым он стал подражать; первые опыты были очень слабы, но Суханов не унывал и просиживал за
сочинительством целые ночи. Отец, чтобы пристроить сына, завел для него лавочку в Архангельске и
посадил Суханова за прилавок, передав всю торговлю на его полную отчетность. В Архангельске
Суханов познакомился с некоторыми моряками, уговорившими его послать стихи в "Русский Инвалид",
где они и были напечатаны; затем он сотрудничал и в других журналах. Отдельно издал: "Мои сельские
досуги" (Санкт-Петербург, 1836), "Время не праздно" (Санкт-Петербург, 1836), "Песни народные,
собранные из уст простого народа" (Санкт-Петербург, 1840), "Древние русские стихотворения" (Москва,
1840), "Древние российские стихотворения, служащие дополнением к Кирше Данилову" (Москва, 1841).
См. П.А. Плетнев "Сочинения" (т. 2); Н. Добротворский, в "Русском Архиве" (1888, кн. 2).
Н. О. Суханов // Литературная энциклопедия: В 11 т. - [М.], 1929-1939.
Т. 11. -М.: Худож. лит., 1939. - Стб. 122.
http://feb-web.ru/feb/litenc/encyclop/leb/leb-1221.htm
СУХАНОВ Михаил Дмитриевич [1801 (1802?)-1843] - поэт-самоучка. Принадлежал к группе
поэтов - выходцев из крепостных крестьян, как Е. Алипанов, Слепушкин, И. Сибиряков. Род. в д.
Славянской, б. Архангельской губ., в семье так наз. государственного крестьянина. Одиннадцати лет был
определен "мальчиком" в лавку купца-менялы. Грамоте научился самоучкой. С ранних лет страстно
увлекался чтением книг, занимаясь по ночам. Первые опыты в стихотворстве относятся к 1824-1825. С
переездом в СПБ [1824] С. стал печататься в журнале "Сын отечества", "Благонамеренный".
Мода на "народность" в те годы привлекла внимание и к С. В 1828 за книгу "Басни, песни и
разные стихотворения кр-на М. С." С. попал в лауреаты академии, к-рая присудила ему серебряную
медаль. Однако положение С. от этого ничуть не улучшилось. В борьбе с нуждой С. был вынужден не
брезговать заказами книгопродавцев и писать для них сонники, оракулы, бывшие тогда в числе "ходовой
литературы".
С. мало отражал подлинные настроения придушенного крепостничеством дореформенного
крестьянства. Мы находим у него идеализированные картины сельской жизни ("Приятность сельской
жизни"), монархические стихотворения ("Чувства русского крестьянина при короновании Николая I").
Но все же С. в своем творчестве поднимался и до протеста против социального неравенства (напр. басня
"Огонь и береста"), хотя этот протест носил у него ограниченный характер. Порывы к лучшей жизни не
были у него подкреплены ненавистью к строю, делающему жизнь "грозной пучиной житейских бед", он
не видел выхода из социального тупика. Вот почему скорбное раздумье над жизнью, жалобы на судьбу и
пассивные мечтания о лучшей доле являются основными мотивами творчества С. Он подражал Крылову,
Жуковскому, Пушкину, такому близкому к нему писателю, как Слепушкин.
Жанры поэзии С. - преимущественно басни и песни. Некоторые из песен С. (напр. "Красна девица
сидела под окном") перепечатывались в песенниках.
С. известен и как собиратель произведений устного народного творчества. Сборник народного
фольклора, составленный С., получил высокую оценку В. Белинского ("Отеч. записки", 1841, тт. XVIII и
XIX), назвавшего этот сборник "одним из самых примечательных литературных явлений".
Библиография: I. Кроме указанного в тексте: Мои сельские досуги, СПБ, 1836; Время не праздно,
СПБ, 1836; Песни народные, собранные из уст простого народа, СПБ, 1840; Древние русские
стихотворения, служащие в дополнение к Кирше Данилову,М., 1840.
II. Добротворский Н. И., Крестьянин-поэт Суханов Н. О., "Русский архив", 1888, кн. 2; Сакулин П.
Н., Русская литература, ч. II,М., 1929; Трубицын Н. Н., О народной поэзии в общественном и
литературном обиходе первой трети XIX в., СПБ, 1912; Гроссман Л., Поэты крепостной поры, изд.
"Огонек",М., 1926.
Стр.1