Порядка въ нихъ никакого не будетъ; за то я постараюсь, чтобы онѣ имѣли строгую связь. <...> Можетъ быть
читатель въ другой разъ замѣтитъ: какъ мало сказано! <...> Онъ
принадлежитъ къ полемическимъ романамъ въ родѣ Взбаламученнаго моря; т. е. онъ въ лицахъ
изображаетъ борьбу мнѣнiй и убѣжденiй, еще въ настоящую минуту волнующихъ общество, причемъ
авторъ самъ тайно становится на одну изъ борющихся сторонъ. <...> Чаще всего гдѣ нибудь въ уголкѣ картины, среди лицъ, стоящихъ на заднемъ планѣ, попадаются фигуры
слегка набросанныя и потому невольно обнаруживающiя замыслы автора; эти лица вполнѣ напоминаютъ
старинныхъ Стародумовъ и Здравомысловъ. <...> Если я сильно не ошибаюсь, въ Маревѣ къ такимъ фигурамъ относятся директоръ гимназiи
Разгоняевъ и учитель математики Тонинъ. <...> Разгоняевъ, только что принявшiй начальство надъ гимназiею и поражонный
нѣкоторыми сценами, спрашиваетъ Тонина: "Что это такое? помилуйте, что это такое? <...> Читаютъ Бокля, котораго конечно
не понимають; въ классѣ естественной исторiи разсуждаютъ о теорiяхъ постепеннаго развитiя
существа отъ простѣйших формъ и проч. <...> Въ другомъ мѣстѣ тотъ-же Разгоняевъ бесѣдуетъ съ невѣстой Тонина, Вѣрочкой,
изображающей собою отчаянную нигилистку. <...> А какъ г. Роткирхъ во всемъ
этомъ былъ главнѣйшимъ дѣятелемъ, потомучто онъ заявлялъ малѣйшiй фактъ и подрывалъ цѣлый
фундаментъ зданiя, и притомъ былъ не русскiй, а нѣмецъ, обязанный намъ симпатизировать наравнѣ со
всѣми нѣмцами, облагодѣтельствованными вообще польскимъ народомъ (??), то онъ и подлежалъ
смертной казни, въ примѣръ другимъ. <...> Впрочемъ до убiйства еще быть можетъ не дошло бы, потомучто
мнѣнiя раздѣлились <...>
Заметки_летописца.pdf
<Н. Н. Страхов>
Заметки летописца
"Эпоха", 1864
Оригинал здесь -- http://smalt.karelia.ru/~filolog/epokha/1864/pisvred.htm
ЗАМѢТКИ ЛѢТОПИСЦА
1864 Мартъ
_____
ПредисловIе
Я ничего не начинаю и ни къ чему не приступаю; собственно говоря, я продолжаю давно начатое
дѣло, и потому долженъ сдѣлать это предисловiе. Читатели найдутъ здѣсь рядъ бѣглыхъ замѣтокъ, тѣхъ
замѣтокъ, которыя каждый дѣлаетъ, читая современныя книги и журналы и раздумывая о современныхъ
дѣлахъ. Порядка въ нихъ никакого не будетъ; за то я постараюсь, чтобы онѣ имѣли строгую связь. Начала
у нихъ нѣтъ и конца имъ быть не можетъ; но, по мѣрѣ силъ я придамъ имъ правильное теченiе. Этими
объясненiями я хотѣлъ бы заранѣе предупредить некоторые упреки, которыхъ опасаюсь. Можетъ быть
читатель, прочтя иную замѣтку, скажетъ: что же это какъ-то ничѣмъ не оканчивается? Отвѣчаю: я бы
остался доволенъ и тѣмъ, еслибы вы сказали, что это неоконченное хорошо начинается. Можетъ быть
читатель въ другой разъ замѣтитъ: какъ мало сказано! Это слѣдовало бы развить и изложить
обстоятельно. Отвѣчаю: я радъ, что хоть затронулъ то, что привлекаетъ ваше вниманiе, и, по вашему
мнѣнiю, заслуживаетъ большаго развитiя.
Марево и естественныя науки.
Съ большимъ интересомъ читается романъ Марево (Русск. В. N 1 и 2), еще не конченный. Онъ
принадлежитъ къ полемическимъ романамъ въ родѣ Взбаламученнаго моря; т. е. онъ въ лицахъ
изображаетъ борьбу мнѣнiй и убѣжденiй, еще въ настоящую минуту волнующихъ общество, причемъ
авторъ самъ тайно становится на одну изъ борющихся сторонъ. Читателю обыкновенно не трудно бываетъ
проникнуть эту тайну и отличить съ кѣмъ изъ дѣйствующихъ лицъ авторъ соглашается и съ кѣмъ нѣтъ.
Правда авторы всячески стараются скрыть столь непозволительные прiемы, стараются сдѣлать свои лица
вполнѣ живыми людьми, а не простыми вывѣсками извѣстныхъ мнѣнiй; но вполнѣ это рѣдко удается.
Чаще всего гдѣ нибудь въ уголкѣ картины, среди лицъ, стоящихъ на заднемъ планѣ, попадаются фигуры
слегка набросанныя и потому невольно обнаруживающiя замыслы автора; эти лица вполнѣ напоминаютъ
старинныхъ Стародумовъ и Здравомысловъ.
Если я сильно не ошибаюсь, въ Марев
къ такимъ фигурамъ относятся директоръ гимназiи
Разгоняевъ и учитель математики Тонинъ. Между ними идетъ разговоръ о томъ, почему ученики въ ихъ
гимназiи такъ распущены. Разгоняевъ, только что принявшiй начальство надъ гимназiею и поражонный
нѣкоторыми сценами, спрашиваетъ Тонина: "Что это такое? помилуйте, что это такое? Они хотятъ учить,
а не учиться! Что тутъ дѣлать?"
Тонинъ отвѣчаетъ:
"Въ этой несчастной страсти перечить учителямъ виноваты сами учителя, поднимающiе
мальчишекъ на ходули. Чѣмъ напримѣръ занимаются въ класѣ исторiи? Читаютъ Бокля, котораго конечно
не понимають; въ классѣ естественной исторiи разсуждаютъ о теорiяхъ постепеннаго развитiя
существа отъ прост
йших формъ и проч."
И такъ вотъ гдѣ зло! Теорiя постепеннаго развитiя изъ простѣйшихъ формъ есть одинъ изъ ядовъ,
ѣ
ѣ
Стр.1