Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634794)
Контекстум
.

Литературные воспоминания И. Панаева

0   0
Первый авторСтрахов Николай Николаевич
Издательство[Б.и.]
Страниц9
ID11182
АннотацияЧасть первая
Кому рекомендованоКритика и публицистика
Страхов, Н.Н. Литературные воспоминания И. Панаева : Статья / Н.Н. Страхов .— : [Б.и.], 1861 .— 9 с. — Критика .— URL: https://rucont.ru/efd/11182 (дата обращения: 25.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Время", No 3, 1861 Оригинал здесь -- http://smalt.karelia.ru/~filolog/vremja/1861/MARCH/odinpost.htm Литературныя воспоминанiя И. Панаева <...> Между-тѣмъ эти "Воспоминанiя", хотя г. Панаевъ и нигдѣ не говоритъ о низкихъ предметахъ, въ родѣ уженья и вѣса пойманныхъ рыбъ, довольно слабы въ сравненiи съ Воспоминанiями Аксакова. <...> Современнику", если онъ хотѣлъ оставаться вѣрнымъ своимъ началамъ, не слѣдовало бы помѣщать "Воспоминанiй" г. Панаева. <...> Передъ ними носится высокiй идеалъ умственнаго развитiя, науки, поэзiи, глубокой правды и свѣтлой истины и, такъ или иначе, они стараются видѣть слѣды этого идеала въ текущей литературѣ. <...> Внутренняя исторiя литературы интересна для читателей прямо какъ средство приблизиться къ ихъ недоступному идеалу, сколько-нибудь захватить въ руки блестящiе образы, которые носятся передъ ними. <...> Читатель съ радостью узнаетъ, что писатели были люди, во многомъ похожiе на него самаго; въ тоже время передъ нимъ яснѣе и правильнѣе обозначаются идеалы, имѣвшiе до тѣхъ поръ слишкомъ общiя, слишкомъ яркiя и сливающiяся формы. <...> г. Панаевъ смотритъ скептически; такимъ образомъ люди, какъ Дельвигъ, Пушкинъ, Михаилъ Глинка, ничѣмъ не выдаются изъ толпы; и они похожи у г. Панаева на тѣ литературные мыльные пузыри, которые блестѣли и лопались на глазахъ г. Панаева. <...> Вотъ какъ г. Панаевъ разсказываетъ о своей первой встрѣчѣ съ Пушкинымъ: До этого я нигдѣ никогда не встрѣчалъ Пушкина: Я преодолѣлъ робость, которую ощутилъ при первомъ взглядѣ на этотъ великiй литературный авторитетъ, подошолъ къ прилавку, у котораго онъ остановился, (встрѣча была у тогдашняго книгопродавца Смирдина) и началъ внимательно и въ подробности разсматривать поэта. <...> Прежде всего меня поразили огромные <...>
Литературные_воспоминания_И._Панаева.pdf
<Страхов Н. Н.> "Время", No 3, 1861 Оригинал здесь -- http://smalt.karelia.ru/~filolog/vremja/1861/MARCH/odinpost.htm Литературныя воспоминанiя И. Панаева Часть первая. Современникъ 1861. No 1 и 2 Теперь я ужъ ничему не удивляюсь. И. Панаевъ (Лит. вос. стр. 190). Когда въ 1859 году вышли Литературныя и театральныя воспоминанiя С. Аксакова, "Современникъ" встрѣтилъ ихъ очень дурно. Судьба присудила мнѣ быть, между-прочимъ, прилежнымъ читателемъ русскихъ журналовъ; такъ что я читалъ и статью "Современника". Съ обыкновеннымъ тономъ высочайшаго высокомѣрiя, съ неподражаемою сухостью и рѣзкостью осуждались Воспоминанiя Аксакова. Рецензентъ утверждалъ, что авторъ знакомитъ насъ съ лицами и событiями, до которыхъ намъ нѣтъ ни малѣйшаго дѣла. Помню, съ особеннымъ упорствомъ рецензентъ остановился на описанiи нѣкотораго уженья. С. Аксаковъ имѣлъ неосторожность сказать, что одно изъ лицъ Воспоминанiй, выудило щуку въ столько-то фунтовъ, положимъ въ четыре фунта. По этому поводу рецензентъ очень распространился. Онъ задавалъ себѣ и публикѣ многознаменательные вопросы. Зачѣмъ намъ знать, говорилъ онъ, что такой-то любилъ удить рыбу? Кчему послужитъ свѣденiе, что онъ поймалъ щуку? Къ какой цѣли приведетъ познанiе, что эта щука, пойманная такого-то числа и такимъ-то лицомъ, вѣсила четыре фунта? Вопросы трудные, и разрѣшенiе ихъ повело бы насъ очень далеко. Мы упомянули объ этой статьѣ только потому, что не прошло года послѣ нея, какъ въ первой книжкѣ "Современника" на 1860 г. явились Воспоминанiя о Б Литературныя Воспоминанiя г. Ив. Панаева. Между-тѣмъ эти "Воспоминанiя", хотя г. Панаевъ и нигдѣ не говоритъ о низкихъ предметахъ, въ родѣ уженья и вѣса пойманныхъ рыбъ, довольно слабы въ сравненiи съ Воспоминанiями Аксакова. Аксаковъ писалъ высоко художественно. Онъ оставилъ намъ драгоцѣнный памятникъ, гдѣ современныя ему лица схвачены во всей ихъ жизненности, гдѣ читатель знакомится съ ними лучше, чѣмъ можетъ быть познакомился бы, если бы встрѣчался съ ними на самомъ дѣлѣ. Г. Панаевъ знакомитъ насъ только съ т линскомъ г. Панаева, а теперь, въ первомъ же номерѣ "Современника" являются нями. Вы видите усилiя, съ которыми онъ рисуетъ, и ясно видите, что эти усилiя неудачны. "Современникъ" очевидно впалъ въ противорѣчiе съ самимъ собою. Замѣтимъ впрочемъ, что подобныя противорѣчiя въ немъ очень обыкновенны. Вѣдь любимая страсть его -- отрицать. Отрицая сколько можно, все и всѣхъ, онъ заотрицался до того, что можно въ каждой книжкѣ его найти то, чтó противорѣчитъ его предыдущей книжкѣ. Но, такъ какъ "Современникъ", по справедливому замѣчанiю многихъ, пишется ради искусства для искусства, то читатели, вполнѣ насладившись предыдущею книжкою, съ такою жадностью принимаются за слѣдующую, что и не думаютъ вспоминать о томъ, что читатели прежде. "Современнику", если онъ хотѣлъ оставаться вѣрнымъ своимъ началамъ, не слѣдовало бы помѣщать "Воспоминанiй" г. Панаева. Но, вообще говоря, то есть судя не по узкой мѣркѣ "Современника", а чуть-чуть пошире, явленiе "Воспоминанiй" есть дѣло вполнѣ законное. Они годятся для первой книжки журнала, потомучто читаются съ большимъ интересомъ. Какъ слабо ни проявился бы въ нихъ талантъ г. Панаева, его выручаетъ то горячее любопытство, которое возбуждаетъ предметъ. Какъ ни мало питательныхъ крупицъ въ статьѣ г. Панаева, читатели съ жадностью прочтутъ ее, чтобы найдти эти крупицы. Этотъ интересъ, это любопытство -- происходятъ оттого, что дѣло идетъ ни больше ни меньше, какъ о внутренней исторiи нашей литературы. Читатели -- знаетъ ли г. Панаевъ, что такое читатели? Читатели -- народъ, большею частью глубоко-идеальный. Обыкновенно, очень обыкновенно они видятъ въ сочиненiи гораздо больше, чѣмъ сказалъ или думалъ самъ авторъ. Простодушно обманываясь, они находятъ глубокую мудрость и восторгающую красоту тамъ, гдѣ нерѣдко и мудрость мелка и красота -ѣ ѣ
Стр.1