Внутренний вопрос души, уяснение себе идеала
душевной красоты -- вот куда были обращены помыслы наших творческих умов. <...> Возьму здесь пока трех наших писателей: Тургенева, Писемского и гр. <...> Тургенев в прошлом году напечатал свое "Довольно", а Писемский "Русских лгунов". <...> Русского человека, художника, у которого
гаснет свет, исходящий из сердца человека, который скрещивает ненужные руки на пустой груди. <...> Если человек может смеяться яро, с
увлечением, если грудь его полна злобы, веселости или насмешки, то это не будет пустая грудь. <...> Вот оно в его собственных словах:
"Бессознательно и неуклонно покорная законам, природа не знает искусства, как не знает
свободы, как не знает добра; от века движущаяся, от века преходящая, она не терпит ничего
бессмертного, ничего неизменного... <...> И здесь, как в тысяче других случаев, нужно помнить, что не мысль создает человека, а человек
мысль; не это миросозерцание опустошило грудь нашего художника, а, наоборот, пустая грудь подсказала
ему такой безотрадный взгляд. <...> Немногие в этом сознаются, ибо
немногие имеют счастие или: несчастие рождать из себя собственные, а не чужие мысли" ("Эпоха", 1865,
февр. <...> Таким образом, Тургенев после целого ряда людей, пораженных душевною пустотою, после всех
лишних людей, не знающих, что делать с жизнью, или, как Гамлет Щигровского уезда, живущих в поте
лица, словно в подражание разным изученным ими сочинителям, после всех этих комических и жалких
фигур Тургенев, наконец, выставил нам грандиозную фигуру, изображающую, однако же, ту же самую
пустоту души, то же самое малодушие. <...> От Тургенева, от этих страниц, которые все еще благоухают, где все еще слышно трепетание
тонких и сильных крыл красоты, обратимся к Писемскому. <...> Писемский постоянно
изображает фальшь и беспощадно обнажает то, что под нею скрывается. <...> Поэтому такая тема, как "Русские
лгуны", совершенно в его духе, непременно совпадает с его единственно <...>
Сочинения_гр._Л._Н._Толстого.pdf
Страхов Н. H.
Сочинения гр. Л. Н. Толстого
Страхов Н. H. Литературная критика / Вступит. статья, составл. Н. Н. Скатова, примеч. Н. Н.
Скатова и В. А. Котельникова.--М.: Современник, 1984.-- (Б-ка "Любителям российской словесности").
OCR Бычков М. Н.
СОДЕРЖАНИЕ
Сочинения гр. Л. Н. Толстого
Война и мир. Сочинение графа Л. Н. Толстого. Томы I, II, III и IV. Статья первая
Война и мир. Сочинение графа Л. Н. Толстого. Томы I, II, III и IV. Статья вторая и последняя
Литературная новость
Война и мир. Сочинение гр. Л. Н. Толстого. Томы V и VI
СОЧИНЕНИЯ гр. Л. Н. ТОЛСТОГО
В двух частях. Спб. 1864.
(Издание Ф. Стелловского.)
-- А что, барин, ваше дело -- господское.
-- Что, -- спросил я.
-- Дело-то, дело -- господское, -- повторил он, шамкая беззубыми губами.
Л. Я. Толстой. "Юность".
Статья первая
силою?
Что делает в последнее время наша поэзия? Чем заняты умы наших людей, одаренных творческою
Работа наших творческих сил заслонена и отодвинута на задний план всякого рода историческим
движением, так шумно совершающимся теперь на нашей родине. Но тем не менее эта работа
продолжается: поэзия делает свое дело. И должно считать даже весьма замечательным явлением, что
среди той шумной сумятицы мнений и направлений, которая у нас недавно господствовала, среди того
общего упадка внимания к литературе, того все более и более возрастающего равнодушия читателей,
которое последовало за этой сумятицей, наша поэзия делала свое дело, свое настоящее дело.
Это дело всегда одинаково; оно во все времена устремлено на раскрытие, как говорится, тайн
души человеческой. Так было и в наше последнее время. Внутренний вопрос души, уяснение себе идеала
душевной красоты -- вот куда были обращены помыслы наших творческих умов. И если мы внимательно
вглядимся в то, какие ответы даны на вопрос, как поставлено его решение, то найдем немало достойного
размышления. Тут сказалось верное слово, может быть, слабым и неполным образом, но сказалась боль и
радость русской души, отразилась и наша всегдашняя сущность, и та минута, которую эта сущность
переживает в ходе нашей истории.
Возьму здесь пока трех наших писателей: Тургенева, Писемского и гр. Л. Толстого, причем
Стр.1