Н. В. Мощинская
язык
ДЛЯ ИНОСТРАННЫХ
АСПИРАНТОВ
И СОИСКАТЕЛЕЙ
УЧЁНОЙ СТЕПЕНИ
РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАУК
КАФЕДРА ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКОВ <...> Н. В. Мощинская
РУССКИЙ
ЯЗЫК
ДЛЯ ИНОСТРАННЫХ
АСПИРАНТОВ
И СОИСКАТЕЛЕЙ
УЧЁНОЙ СТЕПЕНИ
Кандидатский экзамен
МОСКВА
2001
УДК 811. <...> Система текстов, заданий и упражнений служит формированию языковой
компетенции, выработке коммуникативных навыков, необходимых для
участия в научном общении, подготовке к написанию диссертации. <...> Пособие
снабжено таблицами конструкций, необходимых для письменного и устного
общения. <...> Основная цель пособия - служить формированию языковой компетенции, выработке
коммуникативных навыков, необходимых для участия в научном общении, подготовки к
написанию диссертации, сдачи кандидатского экзамена по русскому языку
Объем и содержание пособия соотносятся с требованиями, предъявляемыми на
кандидатском экзамене по русскому языку. <...> Эти типы текста охватывают следующие темы: элементы современной валютной
системы, экономические и экологические проблемы островных систем, современная
литературная ситуация в России. <...> Предтекстовые упражнения направлены на снятие
языковых трудностей в понимании текстов. <...> Послетекстовые задания связаны с выявлением
языковых трудностей текста; а также способствуют пониманию текста. <...> Для предъявления языковой материал раздела сгруппирован в смысловые блоки и
активизируется через систему упражнений
Третий раздел ( "Материалы по развитию устной речи") построен по тематикоситуативному принципу. <...> Перед диалогами дается перечень наиболее значимых для акта
коммуникации словосочетаний и конструкций, которые отрабатываются и активизируются в
упражнениях. <...> Научное исследование аспиранта, выбор темы диссертации, составление плана,
индивидуальный и рабочий планы аспиранта. <...> В четвѐртом разделе помещены образцы текстов <...>
Русский_язык_для_иностранных_аспирантов_и_соискателей__учёной_степени._Кандидатский_экзамен.pdf
Н. В. Мощинская
язык
ДЛЯ ИНОСТРАННЫХ
АСПИРАНТОВ
И СОИСКАТЕЛЕЙ
УЧЁНОЙ СТЕПЕНИ
Стр.1
КРОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАУК
АФЕДРА ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКОВ
Н. В. Мощинская
РУССКИЙ
ЯЗЫК
ДЛЯ ИНОСТРАННЫХ
АСПИРАНТОВ
И СОИСКАТЕЛЕЙ
УЧЁНОЙ СТЕПЕНИ
Кандидатский экзамен
МОСКВА
2001
Стр.2
УДК 811. 161.1
ББК 81.2 Рус-923
М87
профессор Л.И. ЗИЛЬБЕРМАН
Рецензент М.Л. КРЮЧКОВА
Ответственный редактор
Рекомендовано к изданию Ученым советом
Кафедры иностранных языков Российской академии наук
степени. Кандидатский экзамен / Н.В. Мощинская; [Отв. ред. Л.И.
Зильберман]. - М.: 2001. - 128 с.
Мощинская Н.В.
Русский язык для иностранных аспирантов и соискателей ученой
ISBN 5-02-022698-Х
с Целью пособия является подготовка иностранных аспирантов и
Соискателей ученой степени к кандидатскому экзамену по русскому языку.
к истема текстов, заданий и упражнений служит формированию языковой
уомпетенции, выработке коммуникативных навыков, необходимых для
счастия в научном общении, подготовке к написанию диссертации. Пособие
онабжено таблицами конструкций, необходимых для письменного и устного
бщения. Пособие может быть рекомендовано для учащихся, имеющих языковую
подготовку в объеме основного курса.
Наталья Викторовна Мощинская
РУССКИЙ ЯЗЫК ДЛЯ ИНОСТРАННЫХ АСПИРАНТОВ
И СОИСКАТЕЛЕЙ УЧЕНОЙ СТЕПЕНИ
ISBN 5-02-022698-Х
© Н.В. Мощинская, 2001
Стр.3
ВВЕДЕНИЕ
Пособие предназначено для аспирантов-иностранцев и стажеров, имеющих
языковую подготовку в объеме основного курса и желающих сдать кандидатский экзамен по
русскому языку.
Материалы составлены с учетом целей и задач обучения, определяемых
коммуникативными и познавательными потребностями аспирантов, имеют практическую
коммуникативную направленность: готовят аспирантов к экзамену по русскому языку.
Основная цель пособия - служить формированию языковой компетенции, выработке
коммуникативных навыков, необходимых для участия в научном общении, подготовки к
написанию диссертации, сдачи кандидатского экзамена по русскому языку
Объем и содержание пособия соотносятся с требованиями, предъявляемыми на
кандидатском экзамене по русскому языку.
Пособие состоит из 4-х разделов и приложения.
Первый раздел - «Материалы для работы с текстом по специальности». Цель
данного раздела состоит в обучении пониманию и порождению различных типов текста в
письменной и устной речи или, иными словами, в обучении нормам речевого поведения в
профессиональных ситуациях делового общения. Предлагаются типовые тексты разных
жанров: научная статья, научно-публицистический текст, статья учебника, аннотация,
реферат. Эти типы текста охватывают следующие темы: элементы современной валютной
системы, экономические и экологические проблемы островных систем, современная
литературная ситуация в России. Предтекстовые упражнения направлены на снятие
языковых трудностей в понимании текстов. Послетекстовые задания связаны с выявлением
языковых трудностей текста; а также способствуют пониманию текста.
При выполнении заданий особое внимание уделяется логико-семантической
структуре текста, содержанию компонентов этой структуры и языковым вариантам ее
реализации, включая терминологию и устойчивые словосочетания.
В особую группу выделяются упражнения, обучающие написанию аннотации,
реферата, диссертации.
В конце раздела помещены тесты, проверяющие усвоение пройденного материала.
Для второго раздела - "Материалы для работы с газетным текстом" - подбирались
Стр.4
публикации из газет «Сегодня», "Известия", "Деловой мир", "Коммерсантъ", журнала
"Итоги" по следующим темам:
- "Проведение международных форумов, конференций, встреч, приемов";
-
-
"Подписание международных договоров, меморандумов, коммюнике";
"Открытие фирм, компаний, ассоциаций";
- "Работа банков, кредитных учреждений".
Тексты публикаций не адаптированы.
Для предъявления языковой материал раздела сгруппирован в смысловые блоки и
активизируется через систему упражнений
Третий раздел ( "Материалы по развитию устной речи") построен по тематикоситуативному
принципу. В нем отрабатываются важные с точки зрения социальной и
языковой значимости коммуникативные задачи: выбор и обсуждение темы исследования;
участие в научной дискуссии, в конференциях, симпозиумах, конгрессах; защита
диссертации и др.
Материал раздела представлен в виде диалогов и полилогов. Диалоги моделируют
реальные ситуации общения. Перед диалогами дается перечень наиболее значимых для акта
коммуникации словосочетаний и конструкций, которые отрабатываются и активизируются в
упражнениях.
Большое место в разделе отводится заданиям, направленным на овладение типичными
стереотипами речевого поведения Изучаемый материал вводится через речевые клише,
которые даются сначала в виде карточек, а затем отрабатываются в заданиях, которые учат
спонтанному диалогическому общению.
Все задания и упражнения имеют коммуникативную направленность.
Раздел включает в себя следующие темы:
1. Научное исследование аспиранта, выбор темы диссертации, составление плана,
индивидуальный и рабочий планы аспиранта. Академия наук, институты Академии наук,
Кафедра иностранных языков РАН ("Чем вы хотите заниматься?");
2. Дом. Семья. Русская кухня ("Приходи ко мне в гости!");
3. Библиотека, поиск необходимых материалов, работа с картотекой («Где найти
нужные материалы?»)
4. Городской транспорт, город, родной город учащегося. Достопримечательности
Кремля ("Кто в Москве не бывал, красоты не видал");
5. Конференция, заседание, доклад, обсуждение докладов, дискуссии. («Давайте
обсудим!»).
6. Магазин, рынок, служба быта. Поездка за город. ("Кончил дело, гуляй смело");
Стр.5