Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634699)
Контекстум
.

Рассказы из русской истории 18 века

0   0
Первый авторСоловьев Сергей Михайлович
Издательство[Б.и.]
Страниц69
ID10871
АннотацияI. Сто свадеб в Астрахани. II. Булавин. III. Мазепа. IV. Монах Самуил (страницы из истории раскола). V. Птенцы Петра Великого. VI. Петр Великий на Каспийском море
Кому рекомендованоДругие исторические труды
Соловьев, С.М. Рассказы из русской истории 18 века : Статья / С.М. Соловьев .— : [Б.и.], 1860 .— 69 с. — История .— URL: https://rucont.ru/efd/10871 (дата обращения: 25.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Жаль стрельцов,-- говорила жена Андронова стрельчихе,-- разослали их с Москвы, а теперь настала служба и новая вера, велят носить немецкое платье". <...> В ушах у него раздавались слова Андроновой: "Новая вера, немецкое платье". <...> Степан решился идти в Астрахань, там раздуть мятеж, поднять Поволжье за старую веру и старое платье, идти к Москве, разорять и побивать правителей государственных и офицеров, особенно иноземцев, мстя за то, что стрельцы казнены, и бить челом государю, чтобы велеть быть старой вере, чтобы немецкого платья не носить и бород не брить. <...> Так прошло несколько лет; Степан увидал, что дело подготовлено, и в июне 1705 года пронеслась площадная молва, что государя не стало, и потому воевода Тимофей Ржевский и начальные люди веру христианскую покинули, начали бороды брить и в немецком платье ходить. <...> На третий день присяга: присягали всеми полками за старую веру и друг за друга стоять до смерти; уговаривали стрельцов, обещали дать им денег по десяти рублей на человека; посылали подговаривать бурлаков, давали им деньги из таможенных и кабацких доходов пожитки побитых делили по себе; разослали письма на Дон, Терек, Яик и Гребени, писали, что воевода и начальные люди наложили на Астрахань новые поборы, велели брить бороды, носить немецкое платье и кланяться болванам; для доказательства послали на Терек и в Гребени резной болван с личинкой, с накладными волосами. <...> Посланный с этой грамотой астраханец Кисельников приехал в Астрахань 3 января 1706 года; собрался круг, грамоту приняли в кругу и послали за митрополитом Самсоном. <...> Самсон начал увещевать астраханцев, чтобы принесли повинную государю; митрополит был старик дряхлый, но у него был хороший помощник, Георгий Дашков3, строитель Троицкого монастыря, присланный туда из большого Троицкого Сергиева монастыря, от которого астраханский зависел. <...> Дашков "знатную службу показал в увещании бунтовщиков", и 13 января митрополит привел всех к присяге, причем астраханцы <...>
Рассказы_из_русской_истории_18_века.pdf
С.М. Соловьев Рассказы из русской истории XVIII века Соловьев С. М. Чтения и рассказы по истории России. / Сост. и вступ. ст. С. С. Дмитриева; Комм. С. С. Дмитриева и Л. П. Дойниковой.--М.: Правда, 1989. OCR Бычков М. Н. СОДЕРЖАНИЕ I. Сто свадеб в Астрахани II. Булавин III. Мазепа IV.Монах Самуил (страницы из истории раскола) V. Птенцы Петра Великого VI. Петр Великий на Каспийском море I СТО СВАДЕБ В АСТРАХАНИ Была страшная для Москвы осень 1698 года: на Красной площади, на зубцах городской стены, гнили трупы казненных стрельцов; слышались жалобные причитания женщин перед изуродованными телами мужьев, отцов и братьев. Одна из этих несчастных, поплакавши над трупами мужа и деверя, заходила вместе с сыном в дом Федора Лопухина1, к человеку его Терентию Андронову. Там, в разговорах с женой Терентия, она отводила душу в жалобах, которым встречала сильное сочувствие: дом Федора Лопухина был опальный; царь Петр недавно развелся с Лопухиной, отослал ее в монастырь. "Жаль стрельцов,-- говорила жена Андронова стрельчихе,-- разослали их с Москвы, а теперь настала служба и новая вера, велят носить немецкое платье". Сын стрельчихи, Степан, внимательно прислушивался к жалобам женщин; у него была одна крепкая дума: отомстить за отца и дядю; но как отомстить? В ушах у него раздавались слова Андроновой: "Новая вера, немецкое платье". В Москве нечего было делать Степану: здесь нельзя было поднять стрелецкого дела. Степан решился идти в Астрахань, там раздуть мятеж, поднять Поволжье за старую веру и старое платье, идти к Москве, разорять и побивать правителей государственных и офицеров, особенно иноземцев, мстя за то, что стрельцы казнены, и бить челом государю, чтобы велеть быть старой вере, чтобы немецкого платья не носить и бород не брить. У Степана был в живых еще дядя, который жил в Коломне; к этому-то дяде зашел он на перепутье и встретил полное сочувствие своему замыслу; старик был грамотный, ловкий на разного рода дела; он написал племяннику две грамотки: одна была -- проезжее воровское письмо, в котором говорилось, что Степан отпущен из Коломны в Астрахань для свидания с братом; другая -подметное, возмутительное письмо: в нем говорилось, что государя на Москве нет, пошел с полками против шведов, и хотят российское государство разделить на четыре части. Пришедши в Астрахань, Степан стал сближаться с людьми, которые были склоннее к старине, которые имели причины не любить нового, стал ходить к раскольникам, к стрельцам и толковать с ними о новой вере, о немецком платье, о владычестве немцев над Россией. Иные притакивали ему: "Правда, правда! все это сбудется!" Другие сомневались, противоречили Степану, но тот говорил все громче и громче, а громкое слово -- страшная сила в обществе, подобном астраханскому в начале XVIII века, и вот около Степана начали собираться люди, вполне ему верившие. Так прошло несколько лет; Степан увидал, что дело подготовлено, и в июне 1705 года пронеслась площадная молва, что государя не стало, и потому воевода Тимофей Ржевский и начальные люди веру христианскую покинули, начали бороды брить и в немецком платье ходить. Распустив этот слух, Степан ушел на задний план; вперед выступили другие люди, более способные сделать из слова дело. Четверо посадских: Быков,Шелудяк, Колос и Носов стали
Стр.1