Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 482172)
Консорциум Контекстум Информационная технология сбора цифрового контента

Сологуб Ф.: Биобиблиографическая справка

0   0
Страниц3
ID10818
АннотацияОб авторе (Сологуб Федор).
Кому рекомендованоОб авторе
Сологуб Ф.: Биобиблиографическая справка : Статья .— 1990 .— 3 с. — Критика

Предпросмотр (выдержки из произведения)

СОЛОГУБ (настоящая фамилия Тетерников), Федор Кузьмич [17. <...> В 1892-- 1897 гг. опубликовал в журнале ряд рассказов, стихотворений, рецензий, роман "Тяжелые сны". <...> С конца 1899 г. С. сотрудничал в ряде петербургских журналов и газет, особенно активно - во всех символистских журналах и альманахах ("Мир искусства", "Новый путь", "Вопросы жизни", "Весы", "Золотое руно", "Перевал", "Северные цветы", "Факелы" и т. д.) <...> С. публикует роман "Мелкий бес" (Вопросы жизни.-- No 6--11; отд. изд. в 1907. г.), сотрудничает в сатирических журналах, публикуя в них политические стихотворения, а также пародии на духовенство и светскую власть. <...> В 1906 г. выходят отдельным изданием "Политические сказочки" (Спб.), в которых сатирическое изображение русской государственности сочеталось с утверждением правоты революционного действия. <...> Политические стихотворения этого времени составили сборник "Родине" (Спб., 1906). <...> Поражение первой русской революции, тяжело пережитое писателем и укрепившее его социальный пессимизм, совпало с переменами в личной жизни. <...> Роман "Мелкий бес" выдерживает пять переизданий, его инсценировка с успехом идет на столичной и провинциальной сцене. <...> С. публикует ряд программных теоретических статей, обобщающих его творческий опыт ("Демоны поэтов", 1907; "Театр одной воли", 1908, и др.) <...> Наряду с признанием общественной и художественной ценности романа "Мелкий бес" демократической и, в частности, марксистской критикойсоциальной типичности образа Передонова упоминал В. И. Ленин - см. <...> 221), критика отмечала и пессимизм, самодовлеющий эстетизм и проповедь болезненной эротики (см., напр. <...> Резко полемизировал с сологубовской проповедью пессимизма М. Горький <...> , охарактеризовав его апологию смерти как проявление "антиобщественной позиции" писателя (Горький М. <...> создал пародийный образ поэта Смертяшкина, доводящего идеи С. до эпигонского опошления. <...> Критикисимволисты, напротив, подчеркивали как социальный, так <...>
Сологуб_Ф._Биобиблиографическая_справка.pdf
СОЛОГУБ (настоящая фамилия Тетерников), Федор Кузьмич [17.II(1.III). 1863, Петербург -5.XII.1927, Ленинград] -- поэт, прозаик, драматург, переводчик, теоретик символизма. Родился в бедной семье. Отец -- бывший крепостной, портной (скончался в 1867 г.), мать после смерти отца -- прислуга в семье петербургской чиновницы Агаповой, в доме которой С. рос в двойственном положении воспитанника и сына прислуги. Учился в приходской школе, Петербургском уездном училище, в 1882 г. окончил Санкт-Петербургский учительский институт. 10 лет учительствовал в провинции. В 1893 г. переехал в Санкт-Петербург, где продолжал педагогическую деятельность вплоть до выхода в отставку в 1907 г. Литературная деятельность С. началась еще в провинции. До переезда в Санкт-Петербург им опубликовано более 10 стихотворений. В 1883 г. начал роман "Тяжелые сны" (окончен в 1894 г.), с 1889 г. начал переводить Верлена. После переезда в Санкт-Петербург сблизился с редакцией журнала "Северный вестник", объединявшего вокруг себя первое поколение русских символистов (Л. Гуревич, А. Волынский, Н. Минский, З. Гиппиус, Д. Мережковский). В 1892-- 1897 гг. опубликовал в журнале ряд рассказов, стихотворений, рецензий, роман "Тяжелые сны". В редакции был придумав псевдоним Сологуб. В 1895--1896 гг. выходят первые сборники С. ("Стихи. Книга первая", 1895; "Тени. Рассказы и стихи", 1896). С конца 1899 г. С. сотрудничал в ряде петербургских журналов и газет, особенно активно - - во всех символистских журналах и альманахах ("Мир искусства", "Новый путь", "Вопросы жизни", "Весы", "Золотое руно", "Перевал", "Северные цветы", "Факелы" и т. д.). В годы революции 1905--1907 гг. С. публикует роман "Мелкий бес" (Вопросы жизни.-- No 6--11; отд. изд. в 1907. г.), сотрудничает в сатирических журналах, публикуя в них политические стихотворения, а также пародии на духовенство и светскую власть. В 1906 г. выходят отдельным изданием "Политические сказочки" (Спб.), в которых сатирическое изображение русской государственности сочеталось с утверждением правоты революционного действия. Политические стихотворения этого времени составили сборник "Родине" (Спб., 1906). 1907 г. становится для С. переломным и биографически, и творчески. Поражение первой русской революции, тяжело пережитое писателем и укрепившее его социальный пессимизм, совпало с переменами в личной жизни. Служебная отставка способствовала активизации литературнообщественной деятельности С. Женитьба в 1908 г. на писательнице и переводчице А. Н. Чеботаревской в корне изменила домашний и литературный быт С: его дом становится модным, широко посещаемым салоном. Резко возрастает писательская популярность С. По свидетельству А. Белого, в 1908-- 1910 гг. он вошел в "четверку наиболее знаменитых писателей", наряду с М. Горьким, Л. Андреевым, А. Куприным (Белый А. Начало века.-- М.; Л., 1933.-- С. 446). Роман "Мелкий бес" выдерживает пять переизданий, его инсценировка с успехом идет на столичной и провинциальной сцене. Интенсивно развиваются все грани творчества С. Выходят книги стихов "Змий. Стихи, книга шестая" (Спб., 1907), "Пламенный круг" (М., 1908), книги рассказов "Истлевающие личины" (М., 1907), "Книга разлук" (Спб., 1908), "Книга очарований" (Спб., 1909). Особенно активно в эти годы С. выступает как драматург. В 1906--1909 гг. появляются трагедии "Дар мудрых пчел" (1907), "Победа смерти" (1908), драма "Любви" (1907), "шутовские" пьесы "Ванька ключник и паж Жеан" (1908), "Ночные пляски" (1908), мистерия "Литургия Мне" (1907). С. публикует ряд программных теоретических статей, обобщающих его творческий опыт ("Демоны поэтов", 1907; "Театр одной воли", 1908, и др.). В 1909--1912 гг. издательство "Шиповник" выпускает Собрание сочинений С. в 12 т., в 1913 г. издательство "Сирин" начинает выпуск двух Собраний сочинений в 12 и 20 т. (последнее не завершено). Росту известности С. способствовало совершенное им совместно с А. Н. Чеботаревской и И. Северяниным в 1913 г. турне по 39 городам России с лекцией "Искусство наших дней" и чтением стихов. Характер популярности С. был неоднозначен, подчас носил скандальный оттенок. Наряду с признанием общественной и художественной ценности романа "Мелкий бес" демократической и, в частности, марксистской критикой (о социальной типичности образа Передонова упоминал В. И. Ленин - - см.: Ленин В. И. Поли. собр. соч.-- Т. 23.-- С. 132; Т. 24.-- С. 221), критика отмечала и пессимизм, самодовлеющий эстетизм и проповедь болезненной эротики (см., напр.: Измайлов А. Литературный Олимп.-- М., 1911.-- С. 297--325; Воровский В. Ночь после битвы // О веяниях времени.-- Спб., 1908). Резко полемизировал с сологубовской проповедью пессимизма М. Горький, охарактеризовав его апологию смерти как проявление "антиобщественной позиции" писателя (Горький М. Несобранные литературно-критические статьи.-- М., 1941.-- С. 431). В одной из "Русских сказок" (1912) М. Горький создал пародийный образ поэта Смертяшкина, доводящего идеи С. до эпигонского опошления. Критикисимволисты, напротив, подчеркивали как социальный, так и общечеловеческий смысл творчества. И. Анненский указывал на возможность многозначной интерпретации пессимизма С. в связи с его стихотворением "Мы -- плененные звери...": "Хотите -- пусть это будут люди, хотите -- поэты, хотите -мы перед революцией. Для меня это просто звери, и выстраданные звери" (Анненский И. О современном лиризме // Анненский И. Книги отражений.-- М., 1979.-- С. 351). "В современной литературе я не знаю
Стр.1