Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634840)
Контекстум
Руконтекст антиплагиат система

Концептуальные положения и технология проектирования спортивных макроциклов в игровых видах спорта ( многолетний аспект ). (90,00 руб.)

0   0
Первый авторСахарова
ИздательствоМ.: РГУФКСиТ
Страниц56
ID205198
АннотацияЦель работы - разработать концептуальные положения и основы технологии проектирования структуры и содержания макроциклов в игровых видах спорта и тем самым содействовать оптимизации подготовки спортсменов в системе многолетних занятий спортом.
Сахарова, М.В. Концептуальные положения и технология проектирования спортивных макроциклов в игровых видах спорта ( многолетний аспект ). : автореф. дис. … канд. пед. наук / М.В. Сахарова .— Москва : РГУФКСиТ, 2005 .— 56 с. — URL: https://rucont.ru/efd/205198 (дата обращения: 26.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

На правах рукописи САХАРОВА МАРИНА ВЛАДИМИРОВНА КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ И ТЕХНОЛОГИЯ ПРОЕКТИРОВАНИЯ СПОРТИВНЫХ МАКРОЦИКЛОВ В ИГРОВЫХ ВИДАХ СПОРТА (многолетний аспект) 13.00.04. <...> - Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание ученой степени доктора педагогических наук Москва-2005 Работа выполнена на кафедре теоретико-методических основ физической культуры и спорта Российского государственного университета физической культуры, спорта и туризма Научный консультант: доктор педагогических наук, профессор Холодов Жорж Константинович Официальные оппоненты: доктор педагогических наук, профессор Портнов Юрий Михайлович доктор педагогических наук, профессор Т000005001 ЦОБ по ФКиС РГАФК Курамшин Юрий Федорович доктор педагогических наук, профессор Чичикин Вадим Тихонович Ведущая организация: Московская государственная академия физической культуры Защита состоится " 10 " мая 2005 г. в 11 часов на заседании диссертаци онного совета Д. <...> В условиях пересмотра педагогических парадигм и практики подготовки спортсменов существенно возрастают требо вания к эффективности управления системой спортивной подготовки. <...> Теория и практика подготовки спортсменов в игровых видах спорта имеют целый набор предложений по модельно-проектной и практическипроцессуальной формам деятельности тренера и спортсмена. <...> Однако при пред ставлении и обосновании системы многолетней подготовки спортсменов в них далеко не всегда прослеживается логика системного подхода, которая предпо лагает рассмотрение компонентов многолетней системы подготовки с учётом их места, роли и условий оптимального взаимодействия. <...> На современном этапе развития спортивных игр одним из магистраль ных направлений оптимизации системы подготовки спортсмена является ее технологизация. <...> Она предусматривает преобразование, модернизацию и об новление <...>
Концептуальные_положения_и_технология_проектирования_спортивных_макроциклов_в_игровых_видах_спорта_(_многолетний_аспект_)..pdf
На правах рукописи САХАРОВА МАРИНА ВЛАДИМИРОВНА КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ И ТЕХНОЛОГИЯ ПРОЕКТИРОВАНИЯ СПОРТИВНЫХ МАКРОЦИКЛОВ В ИГРОВЫХ ВИДАХ СПОРТА (многолетний аспект) 13.00.04. - Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание ученой степени доктора педагогических наук Москва-2005
Стр.1
Работа выполнена на кафедре теоретико-методических основ физической культуры и спорта Российского государственного университета физической культуры, спорта и туризма Научный консультант: доктор педагогических наук, профессор Холодов Жорж Константинович Официальные оппоненты: доктор педагогических наук, профессор Портнов Юрий Михайлович доктор педагогических наук, профессор Курамшин Юрий Федорович доктор педагогических наук, профессор Чичикин Вадим Тихонович Т000005001 ЦОБ по ФКиС РГАФК Ведущая организация: Московская государственная академия физической культуры Защита состоится " 10 " мая 2005 г. в 11 часов на заседании диссертационного совета Д.311.003.01. при Российском государственном университете физической культуры, спорта и туризма по адресу: 105122, Москва, Сиреневый б-р, д. 4 С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Российского государственного университета физической культуры, спорта и туризма Автореферат разослан "5 " апреля 2005 г. Учёный секретарь диссертационного совета к.п.н., профессор .Jt^« 7 ,7r0*&f/ М.Е. Кутепов
Стр.2
3 ВВЕДЕНИЕ Актуальность исследования. В условиях пересмотра педагогических парадигм и практики подготовки спортсменов существенно возрастают требования к эффективности управления системой спортивной подготовки. Теория и практика подготовки спортсменов в игровых видах спорта имеют целый набор предложений по модельно-проектной и практическипроцессуальной формам деятельности тренера и спортсмена. Однако при представлении и обосновании системы многолетней подготовки спортсменов в них далеко не всегда прослеживается логика системного подхода, которая предполагает рассмотрение компонентов многолетней системы подготовки с учётом их места, роли и условий оптимального взаимодействия. На современном этапе развития спортивных игр одним из магистральных направлений оптимизации системы подготовки спортсмена является ее технологизация. Она предусматривает преобразование, модернизацию и обновление способов, методик и форм спортивной тренировки на основе углубленного познания закономерностей тренировочного процесса и управления им с использованием современных подходов к оптимальному проектированию подготовки, ее системному развертыванию и контролю, с целью качественного улучшения ее структуры и содержания. Поэтому неслучайно к числу актуальных направлений исследований относят научное и технологическое обоснование проектирования. Проектирование как технология представляет собой процесс осуществления научно корректных и практически конструктивных мероприятий, направленных на создание модели эффективно функционирующего педагогического процесса. К настоящему времени должного теоретико-методического обоснования понятие "проектирование", с точки зрения понимания сущности и организации этой деятельности в системе рационального управления подготовкой спортсменов, еще не получило. Термин "проектирование" зачастую используется наравне с понятием "планирование", но чаще лишь как замена терминов в силу новейших веянии по использованию современного) информационного тезауруса. Сущест—"——-~^_ ' t \
Стр.3
4 вующее противоречие между объективной необходимостью применения оптимальных форм проектирования в системе подготовки спортсменов, теоретического и практического осмысления этой управляющей функции и недостаточной разработанностью его теоретико-методологических и технологических аспектов, обусловили выбор тематики исследования. Научно-методических и практических исследований и разработок в сфере спортивных игр несомненно много. В работах хорошо известных специалистов по командным и индивидуальным спортивным играм - Ю.М. Портнова (1989;1996); Ю.Д. Железняка (1981); В.Я. Игнатьевой (1981;1983;1995; 2004); А.Я. Гомельского (1972; 1986); А.П. Скородумовой (1990; 1997), Л.Р. Айрапетьянца (1992), Н.В. Балвачева (1984; 1986), А.В. Беляева (1994) В.А. Боженара, В.М. Корягина (1984), Ю.В. Верхошанского (1979; 1985; 1995), Е.И. Ивахина (1970), Ж.К. Холодова (1984), С.С. Стонкуса (1987), А.П. Золотарева (1997), Г.С. Лалакова (1999), Clark D. (1998), Deviss W.J. (1985), Heumen W. (1984), Stone W., Steingard P. (1993), В.М. Шулятьева (1997) и многих других применительно к конкретному виду спортивных игр отражены технологии, сопряженные с проектированием (планирование, моделирование, программирование). Но системные, теоретико-методические и прикладные положения проектирования макроциклов на каждом из этапов многолетней подготовки, обеспечивающие их интеграционную преемственность и целевую состоятельность к индивидуально-возможным высшим достижениям, не достигли необходимого уровня с позиций совершенствования системы рационального управления индивидуальной и командной подготовкой спортсменов. Возникает проблемная ситуация, когда, с одной стороны, в игровых видах спорта (особенно олимпийских), существует большое количество работ, посвященных проектированию тех или иных компонентов макроциклов, а с другой — отсутствуют системные представления о специфике технологии проектирования макроциклов в обширной группе игровых видов спорта, существенно различающихся по характеру двигательной активности, проявляемой в условиях соревнований. Отсутствуют и целостные представления о системе
Стр.4
5 факторов, определяющих структуру и содержание макроциклов, специфике проектирования на каждом из этапов многолетней спортивной подготовки. Дефицит подобных системных представлений и теоретико-методической обоснованности технологии проектирования макроциклов подготовки юных и высококвалифицированных спортсменов в игровых видах спорта указывает на актуальность данной проблемы. Цель исследования. Разработать концептуальные положения и основы технологии проектирования структуры и содержания макроциклов в игровых видах спорта и тем самым содействовать оптимизации подготовки спортсменов в системе многолетних занятий спортом. Объект исследования. Система многолетней подготовки спортсменов в игровых видах спорта, рассматриваемая в аспекте структуры и содержания учебно-тренировочного процесса в рамках макроциклов различной продолжительности и их вариантов. Предмет исследования. Концептуальные и прикладные положения технологии проектирования структурно-содержательного обеспечения макроциклов подготовки спортсменов игровых видов спорта и их процессуальное развертывание в рамках многолетней системы занятий - условия, возможности, направления и способы оптимизации. Гипотеза исследования. Предполагалось, что система многолетней подготовки спортсменов игровых видов спорта требует разработки концептуальных положений и технологического алгоритма проектирования макроциклов различной продолжительности и их экспериментальной проверки как процессуальных основ оптимизации подготовки. Это требование может быть обеспечено на основе: - изучения специфики соревновательной деятельности и содержания подготовки в игровых видах спорта; - выявления структуры и содержания типичных макроциклов, общепринятых в спортивных играх; - выявления факторов, лежащих в основе проектирования по этапам и
Стр.5