В. А. Соллогуб: об авторе.
---------------------------------------------------------------Оригинал
здесь: Русский Биографический словарь
---------------------------------------------------------------С.
Венгеров
Соллогуб (граф Владимир Александрович) - известный писатель (1814 -
1882), внук литовско-польского вельможи, переселившегося в Россию. С.
получил тщательное домашнее воспитание на французский лад, подолгу живал за
границей. Учился в Дерптском университете, где окончил курс в 1834 г.
Поступив на службу в Министерство иностранных дел, он некоторое время
состоял при Венском посольстве, затем перешел в Министерство внутренних
дел, в 1850 г. служил на Кавказе, в 1870 г. был председателем комиссии по
преобразованию тюрем, в 1877 г. находился при главной квартире Государя
Императора для составления "Дневника
Высочайшего пребывания за Дунаем"
(Санкт-Петербург, 1878). В общем он, несмотря на огромные связи и некогда
большое богатство, карьеры не сделал. Интересы литературно-артистические в
нем преобладали, чему содействовали также родственные отношения с известным
музыкальным домом графа Виельгорского (см.). С. был добрый человек,
отзывчивый на чужое горе и искренно радовавшийся чужому заслуженному
успеху. Свободный от великосветских предрассудков, он одновременно был
желанным гостем в аристократических гостиных, где его любили как
интересного собеседника и устроителя
спектаклей и увеселений, и вместе с
тем был своим человеком в кружках молодых писателей, группировавшихся около
"Отечественных Записок" времен Белинского . В литературной деятельности
своей С. до известной степени являлся симпатичным дилетантом, более скользя
по поверхности затрагиваемого сюжета, чем углубляясь в его сущность.
Выступил он на литературное поприще
жениха" в "Современнике" (1837), а в 1839 г. появился в обновленных
"Отечественных Записках"
с
"Историей двух калош".
Симпатичные лица повести
-
с повестями "Два студента" и "Три
Повесть имела
чрезвычайный успех. Подкупал не только талант рассказчика, но и теплота
чувства и трогательность сюжета - история разбитой житейской прозой
артистической жизни.
артисты и
немцы-ремесленники, несимпатичные - люди большого света. Из других повестей
имели успех "Аптекарша" (1841), "Медведь" (1843) и особенно "Большой Свет"
(1840), повесть "В двух танцах". Во всех этих произведениях большой свет
неизменно выводится со стороны своей пустоты и мишурности, а люди среднего
сословия - со стороны своей преданности чувству долга и искренности
чувства. Сатира, однако, не глубока и известное внутреннее преклонение пред
"настоящим" большим светом сквозит и сквозь отрицательное отношение автора
к изображаемой среде. В 1845 г. С. издал отдельной книгой, с политипажами,
наиболее известное из своих произведений - "Тарантас" (первые 7 глав были
напечатаны в "Отечественных Записках" 1840 г.). Это талантливая, но
довольно странная смесь беллетристики и публицистики, перемешанный длинными
рассуждениями рассказ о поездке из Москвы в село Мордассы захолустного
помещика старого закала и молодого человека, только что вернувшегося из-за
границы. Последний вывез из долгих шатаний по Европе нежелание завести у
нас европейские порядки, а напротив того славянофильствующее преклонение
пред русской "самобытностью". Автор насмешливо относится к обоим героям,
которые в своем путешествии сталкиваются с целым рядом тонко обрисованных
представителей захолустной жизни. Белинский посвятил "Тарантасу" большую
сочувственную статью, в которой, впрочем, придал авторским намерениям
значительно большую определенность и окрашенность. В 1845 - 46 гг. С. издал
сборник "Вчера и Сегодня" (2 т.), в 1850 г. поставил на сцену известнейший
водевиль свой "Беда от нежного сердца". Настроение "обличительной" эпохи,
наступившей после севастопольских неудач, не миновало и впечатлительного С.
Отзывчивый на все модное, писавший водевили даже на такие "современные"
темы, как царившая одно время в Петербурге мода на мыльные пузыри, С. в
1856 г. написал "Чиновника", в котором главный герой Надимов патетически
восклицал: "Крикнем на всю Русь, что пришла пора вырвать зло с корнями".
Пьеса имела шумнейший успех, но это свидетельствовало больше о настроении
общества, жадно ловившего всякий намек на обновление отжившего строя, чем о
достоинстве пьесы и глубине замысла. Люди, умеющие разбираться в
Стр.1