Владимир Шулятиков
НОВЫЙ МИСТИЦИЗМ
"Курьер", 1902 г., No 117
Повесть "Исповедники" ("Вестник Европы" - январь-апрель) среди прочих произведений П.Д.
Боборыкина, появившихся за последние годы, представляет своего рода счастливое исключение.
В нем удачнее, чем в ряде предшествовавших произведений схвачен и передан "колорит" текущей
минуты. Автор взглянул на изображаемую им "культурную полосу" современной русской жизни не с
такой формальной точки зрения, как прежде, - не ограничился чисто внешней обрисовкой тех или других
явлений. Он более приложил стараний к тому, чтобы перед читателем фигурировали настоящие носители
определенных идей, а не обыкновенные романтические герои, которые живут, главным образом,
интересами любви и для которых идейная программа играет роль лишь искусственно привязанного
ярлычка, лишь побочного аксессуара. Он установил между судьбой своих героев и развитием
изображаемого культурного течения более глубокие связи, чем прежде. Он более пристально наблюдал
изображаемую им среду и сообщил большее количество ценных наблюдений, чем прежде. Одним словом,
он в большей степени заявил себя истинным реалистом и последователем натуралистической школы, в
большей степени истинным бытописателем судьбы современного русского общества, историографом
этого общества.
Правда, повесть его не лишена весьма крупных недостатков: она слишком растянута, написано не
ярко в художественном отношении. Согласно своему обыкновению, автор самыми беглыми штрихами
очерчивает психический облик своих героев. Согласно своему обыкновению, он утомляет читателя часто
нагромождением различных мало интересных описаний, мало интересных и мало способствующих
выяснению сути дела подробностей. Далее, г. Боборыкин не вполне был чужд чисто романтического
вымысла; в его произведении имеется даже один романтический эпизод, граничащий с областью
мелодрамы (об этом эпизоде речь будет ниже).
Но подобные недостатки искупаются отмеченными достоинствами романа, новизной и интересом
затрагиваемых вопросов, изображаемых жизненных явлений, а местами удачным освещением этих
явлений.
Г. Боборыкин повествует о современном религиозном движении - о возрождении религиозного
чувства среди интеллигенции и о тех направлениях, в которых развивается народная религиозная жизнь.
Остановимся на том, что в данном случае касается интеллигенции. Мы позволим себе не
разбирать того, как г. Боборыкин изображает религиозную жизнь народа, позволим потому, что это
изображение - наиболее слабая часть романа. Г. Боборыкин лишь дал ряд отдельных картин, отдельных
сцен и типов, характеризующих отдельные моменты этой жизни. При этом картины религиозного
движения он не дает. Он распространяется единственно об отдельных формах, в которые отливается
работа религиозной народной мысли. Несомненно все, что говорится об этом в романе г. Боборыкина, -
описание встреч героев-интеллигентов с различными сектантами, описание сектантских сборищ и служб,
описание разбирательства сектантских дел на суде - все это представляет большой интерес. Но, к
сожалению, в общем ходе романа все эти описания имеют значения отдельных эпизодов и никаких,
сколько-нибудь особенно важных новых выводов относительно религиозной жизни народа г. Боборыкин
не делает.
Главный интерес повести автор сосредоточивает на фигурах трех интеллигентов - "исповедников".
Во-первых, Виктор Булашов. Булашов - богатый барин. Он - сын известного основателя одной
религиозной секты. Но взглядов своего отца он не разделяет.
Он - человек, переживший резкий культурный "перелом". В молодости, тоже, когда он
воспитывался в стенах Петровской академии, он увлекался народническими идеями, и это увлечение
соединял с преклонением перед наукой. Народничество и культ наук обеспечивали ему тогда
"непоколебимую твердость духа и полную нравственную гармонию"... Заветной мечтой его было "сесть
на землю".
Но своей мечты он не осуществил. С годами народнический энтузиазм в нем охладел. Вера в
науку была также потеряна.
Правда, альтруистические чувства по отношению к крестьянской массе продолжали его
одушевлять. Но в крестьянской жизни он интересовался совсем не теми сторонами, которые выдвигались
народническим мировоззрением - "семидесятых-восьмидесятых" годов. Его внимание привлекала теперь
Стр.1