КИРИЛЛИН В.М.,
доктор филол. наук, профессор
Творчество митрополита Московского Даниила
Осуществленные на рубеже XV-XVI веков литературно-богословские
труды преподобного Иосифа, игумена Волоколамского, о которых речь шла
выше (а также писания преподобного Нила Сорского), не стали для русской
мысли исключительным и напрасным явлением. <...> В XVI столетии в Московской Руси — соответственно
тенденции к собиранию и обобщению древнерусского литературного
наследия, реализованной, например, в летописании, в «Великих минеях
четьих», в «Книге степеней царского родословия», — появляются новые
писатели, отдельные богословско-учительные сочинения которых либо их
собственными усилиями, либо при посредстве их ближайших сотрудников
оказываются объединѐнными в составе больших компендиумов. <...> Но прежде всего в данном случае речь должна идти о
митрополите Московском и «всея Руси» Данииле, прямом наследнике
игумена Иосифа. <...> Как личность Даниил, прозывавшийся (видимо из-за
происхождения) Рязанцем, сформировался в Волоколамском монастыре. <...> В
1515 г. умирающий Иосиф утвердил его, по выбору братии и соответственно
желанию великого князя Василия Ивановича, своим преемником. <...> Даниил
был ревностным игуменом, в частности заботился о благосостоянии и
благочинии монастыря, расширил монастырскую библиотеку. <...> В феврале
1522 г. Даниил, будучи ещѐ довольно молодым человеком, по повелению
опять-таки великого князя был возведѐн на кафедру первоиерарха вместо
смещѐнного перед тем Варлаама. <...> Семнадцать лет после этого Даниил
возглавлял Русскую Церковь, ревностно храня истины веры и заботясь о
нравственной чистоте народа. <...> Например, винили митрополита в том, что он не печаловался «государю о
всех людех» и называли его «потаковником» неблаговидных поступков
Василия Ивановича. <...> Например, в 1523 г. прибывший
в Москву под гарантии о безопасности <...>
Творчество_митрополита_Московского_Даниила._Статья.pdf
КИРИЛЛИН В.М.,
доктор филол. наук, профессор
Творчество митрополита Московского Даниила
Осуществленные на рубеже XV-XVI веков литературно-богословские
труды преподобного Иосифа, игумена Волоколамского, о которых речь шла
выше (а также писания преподобного Нила Сорского), не стали для русской
мысли исключительным и напрасным явлением. Они одним только фактом
своего существования и читательской востребованности, не говоря уж о
масштабности содержания, способствовали возникновению новых и в чѐм-то
подобных книг. В XVI столетии в Московской Руси — соответственно
тенденции к собиранию и обобщению древнерусского литературного
наследия, реализованной, например, в летописании, в «Великих минеях
четьих», в «Книге степеней царского родословия», — появляются новые
писатели, отдельные богословско-учительные сочинения которых либо их
собственными усилиями, либо при посредстве их ближайших сотрудников
оказываются объединѐнными в составе больших компендиумов. Это
касается, в частности, сочинений Максима Грека, Ермолая-Еразма, Зиновия
Отенского. Но прежде всего в данном случае речь должна идти о
митрополите Московском и «всея Руси» Данииле, прямом наследнике
игумена Иосифа.
Биография. Как личность Даниил, прозывавшийся (видимо из-за
происхождения) Рязанцем, сформировался в Волоколамском монастыре. В
1515 г. умирающий Иосиф утвердил его, по выбору братии и соответственно
желанию великого князя Василия Ивановича, своим преемником. Даниил
был ревностным игуменом, в частности заботился о благосостоянии и
благочинии монастыря, расширил монастырскую библиотеку. Однако его
деятельность в рамках только одной обители длилась недолго. В феврале
1522 г. Даниил, будучи ещѐ довольно молодым человеком, по повелению
Стр.1