ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ
ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА – ЮГРЫ
ГОУ ВПО ХМАО – ЮГРЫ
«СУРГУТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
ОСНОВЫ
ИСТОРИИ
ФИЛОСОФИИ
Учебно-методическое пособие
Направление подготовки 44.03.01 Педагогическое образование
(уровень бакалавриата)
Сургут – 2015
1
Стр.1
УДК 1(091)(07)
ББК 87.3(0)р30
0-75
Печатается по рекомендации отдела
сертификации и методического сопровождения
образовательного процесса СурГПУ
Учебно-методическое пособие одобрено на заседании
кафедры философии и социологии 12 мая 2015 года, протокол № 8
Рецензент:
Думинская М.В., кандидат философских наук, доцент кафедры философии и социологии
Сургутского государственного педагогического университета
0-75
Основы истории философии : учеб.-метод. пособие : направление подгот. 44.03.01 Педагогическое
образование (уровень бакалавриата) / ГОУ ВПО ХМАО-Югры «Сургут. гос. пед. ун-т» ; авт.-сост.
Н.Н. Свирида. – Сургут : РИО СурГПУ, 2015. – 55, [1] с
Учебно-методическое пособие представляет собой комплект учебно-методических материалов по
дисциплине «Философия». В первом модуле «Основы истории философии» детально разработан методический
аппарат (цели, задачи освоения учебных элементов, методические рекомендации ко всем видам
самостоятельной работы студентов, различные типы заданий). Данная работа соответствует целям и требованиям
компетентностного подхода в системе высшего образования.
Адресовано студентам первого курса направления подготовки 44.03.01 Педагогическое образование
(уровень бакалавриата).
УДК 1(091)(07)
ББК 87.3(0)р30
© Сургутский государственный
педагогический университет, 2015
2
Стр.2
СОДЕРЖАНИЕ
Предисловие ............................................................................................................................................ 4
Структура и содержание модуля 1 «Основы истории философии» ...................................................... 6
Модуль 1 «Основы истории философии» .............................................................................................. 10
УЭ 1.1. Предмет философии. Место и роль философии в культуре ................................................... 10
УЭ 1.1.1. Философия, ее предмет, место и роль в культуре ............................................................... 10
УЭ 1.1.2. Философия, ее смысл и предназначение ............................................................................. 13
УЭ 1.2. Основные направления, течения, школы философии и этапы ее исторического развития .. 15
УЭ 1.2.1. Философия Древнего Востока .............................................................................................. 16
УЭ 1.2.2. Становление античной философии ...................................................................................... 19
УЭ 1.2.3. Античная философская классика ......................................................................................... 21
УЭ 1.2.4. Философия эллинизма .......................................................................................................... 24
УЭ 1.2.5. Философия Средневековья и эпохи Возрождения .............................................................. 27
УЭ 1.2.6. Философия Нового времени ................................................................................................. 31
УЭ 1.2.7. Философские идеи Нового времени и эпохи Просвещения ................................................ 33
УЭ 1.2.8. Немецкая классическая философия ..................................................................................... 35
УЭ 1.2.9. Основные идеи немецкой классической философии .......................................................... 38
УЭ 1.2.10. Западноевропейская философия XIX–XX вв. .................................................................... 40
УЭ 1.2.11. Основные стратегии развития постклассической философии .......................................... 43
УЭ 1.2.12. Русская философия: основные периоды развития ............................................................. 45
УЭ 1.3. Рубежный контроль. Актуальные проблемы западной и русской философии ..................... 48
Примерная тематика рефератов. Модуль 1 «Основы истории философии» ........................................ 51
Методические указания по организации самостоятельной работы ...................................................... 53
Заключение ............................................................................................................................................. 55
3
Стр.3
ПРЕДИСЛОВИЕ
Учебно-методическое пособие «Основы истории философии» направлено на формирование
общекультурных и профессиональных компетенций студентов-бакалавров педагогического направления,
на развитие качеств творчески думающей личности, обладающей способностью к практическому
использованию полученных знаний.
В основу данного пособия положен принцип активизации мыслительной деятельности студентов,
развития устойчивого познавательного интереса к историко-философской мысли. Специфика
предлагаемого пособия заключается в сочетании различных видов репродуктивных и продуктивных
творческих заданий разных по характеру, методам выполнения, степени сложности, что позволяет
использовать их на семинарских занятиях для групповой и индивидуальной деятельности обучающихся.
лине
«Философия».
Место дисциплины в структуре ОПОП ВО
Преподавание учебной дисциплины «Философия» осуществляется в соответствии с компеУчебно-методическое
пособие составлено в соответствии с Рабочей программой по дисциптентностной
моделью по направлению подготовки бакалавра 44.03.01 Педагогическое образование.
Дисциплина «Философия» входит в модуль общегуманитарных и социально-экономических дисциплин,
относится к базовой части гуманитарного, социального и экономического цикла дисциплин.
Философия как учебная дисциплина закладывает основы философской культуры и базируется
на освоении мирового философского наследия и творческого использования философских знаний при
анализе экономических, социально-политических, социокультурных и духовно-нравственных проблем
современности.
Философия как мировоззренческая дисциплина занимает важное место в структуре учебного
Дисциплина «Философия» преподается студентам первого курса.
Цель дисциплины «Философия» – формирование у студентов основ философского мировозплана.
Освоение курса является необходимой основой для последующего изучения таких дисциплин
как «Естественнонаучная картина мира», «Культурология», «Современные методы исследования»
и др.
зрения, необходимых для выработки культуры и самостоятельности мышления при решении социальных
и профессиональных задач.
Задачи дисциплины:
1) научиться анализировать философские проблемы в их историческом развитии как основания
для формирования и развития философского мировоззрения личности;
2) научиться выявлять сущностные характеристики философской и научной картины мироздания,
использовать философские знания в познавательной и практической деятельности.
Требования
к результатам освоения дисциплины
Преподавание учебной дисциплины «Философия» направлено на формирование у студентов
следующих компетенций:
владеть культурой мышления, способность к обобщению, анализу, восприятию информации,
постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-1);
способность анализировать мировоззренческие, социально и личностно значимые философские
проблемы (ОК-2);
способность использовать систематизированные теоретические и практические знания
гуманитарных, социальных и экономических наук при решении социальных и профессиональных
задач (ОПК-2).
Дисциплина включает в себя два модуля:
модуль 1 «Основы истории философии» направлен на формирование у студентов целостного
представления о всемирном историко-философском процессе;
4
модуль 2 «Основы теоретической философии» направлен на анализ сущностных характеристик
теоретических основ философии в научно-исследовательском контексте.
Стр.4
Структура учебной дисциплины
Изучение курса «Философия» рассчитано на семестр, трудоемкость дисциплины составляет
3 зачетных единицы, 108 часов, из них: аудиторная форма работы – 40 часов; самостоятельная работа –
45 часов.
Для реализации компетентностного подхода в курсе «Философия» предусматриваются различные
формы обучения студентов: работа на семинарских и практических занятиях, приобретение
навыков самостоятельного творчества через выполнение поисковых, творческих заданий.
Преподавание курса «Философия» предполагает как аудиторную (лекции и семинары) так и
внеаудиторную (самостоятельная и индивидуальная) формы работы.
Интерактивные формы занятий: учебная конференция, коллоквиум.
Формы контроля текущей успеваемости: контрольная работа, рефераты, индивидуальные
собеседования.
Форма промежуточной аттестации: экзамен (тестирование учебных достижений).
5
Стр.5
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ МОДУЛЯ 1
«ОСНОВЫ ИСТОРИИ ФИЛОСОФИИ»
Цель модуля: научиться анализировать философские проблемы в их историческом развитии
как основания для формирования и развития философского мировоззрения личности.
Задачи модуля:
1) научиться анализировать этапы развития философской мысли и преемственность философских
идей;
знают:
2) научиться вести диалог, дискуссию по актуальным философским проблемам.
В результате освоения модуля 1 «Основы истории философии» студенты
основные компоненты мыслительной деятельности (обобщение анализ, классификация
и т.д.);
историю этико-гуманистических учений прошлого и современности, их роль и значение
в развитии современной цивилизации;
базовые этико-гуманистические понятия и категории, их значение в общественной практике;
умеют:
основные мировоззренческие, социально и личностно значимые философские проблемы;
сущность и роль философского знания в системе гуманитарных наук;
строить обобщение, оценку, классификацию философского знания в соответствии с культурной
нормой;
описывать сущностные признаки мировоззрения (научного мировоззрения) на разных
этапах развития общественного сознания;
обосновывать сущность гуманистических ценностей в системе взаимодействия человек –
человек на различных этапах развития общества;
определять значение истории и тенденций современного развития философского знания
для формирования мировоззрения личности;
имеют опыт:
диалогичного мышления, способствующего обретению философского способа ориентации
в мире;
критического, исследовательского отношения к решению социально и личностно значимых
проблем;
осуществления философской рефлексии по актуальным мировоззренческим и социальным
вопросам;
самостоятельного анализа философской литературы и обоснования своей позиции по актуальным
мировоззренческим и социальным вопросам;
создания устных сообщений, рефератов, докладов, как форм организации сложной научной
информации в логически последовательной форме.
Структура модуля 1 «Основы истории философии» (см. табл. 1, 2): Модуль состоит из 3 учебных
элементов (УЭ), каждый их которых обозначен двумя цифрами. Первая цифра – номер модуля,
вторая цифра – номер учебного элемента (УЭ 1.1; УЭ 1.2), которые раскрывают отдельные темы,
третья цифра – номер учебного компонента (УЭ 1.1.1; УЭ 1.1.2). Следующий элемент – итоговый
контроль по модулю (УЭ 1.3).
Модуль 1 «Основы истории философии» составляет 48 часов (1,3 ЗЕТ), из них аудиторная
форма работы – 24 ч; самостоятельная работа – 24 ч.
6
Стр.6